Posted 23 мая 2019,, 02:23

Published 23 мая 2019,, 02:23

Modified 31 августа 2022,, 05:12

Updated 31 августа 2022,, 05:12

Сельское хозяйство Хабаровского края переживает нелёгкие времена

23 мая 2019, 02:23
Проведённые реформы не дали ожидаемого от них результата

Агропромышленный комплекс Хабаровского края, последние годы хронически лежащий на боку, на сегодня переживает состояние клинической смерти. С приходом нового губернатора сменился и глава Минсельхоза — этот пост занял Александр Шкурин. Новая метла тут же начисто вымела не только всех заместителей, оставшихся от предыдущего правительства, но и существовавшие до этого региональные программы развития сельского хозяйства. Очередная «дорожная карта» создана практически с нуля. Кроме того, реорганизован краевой сельхозфонд.

Министерство провело ревизию земель сельхозназначения и заявило о приоритетах: улучшение качества почв, создание системы сельских кооперативов и поддержка крупных аграрных предприятий и фермерских хозяйств.

При этом 2019 год стал первым за последние пять лет, когда количество посевных площадей в регионе сократилось. Неосвоенными остались 2,1 тысячи гектаров земли (до 83,3 тыс га), которые в прошлом году «работали». Сократился и объем бюджетных денег на поддержку сельского хозяйства. В 2019 году на эти цели направят 812 млн рублей, это почти на 12% меньше, чем в прошлом.

Чтобы проиллюстрировать динамику, стоит отметить, что в последние пять лет посевные площади в регионе стабильно росли. В 2015 году они составили 73,1 тысячи гектаров, в 2018 уже 85,4 тысячи гектаров. Предыдущая команда Минсельхоза заявляла о плановых показателях по вовлечению к 2020 году в оборот дополнительных 19 тысяч гектаров земель сельхозназначения и 22 тысяч гектаров земель запаса.

Были планы и по увеличению объемов производства. К показателям 2017 года в 2019 году предыдущий состав правительства прогнозировал прирост в 8,7% (из них 19,3% по продукции животноводства и 3,4% по продукции растениеводства). По существовавшим программам, обеспеченность региона собственным молоком должна была дойти до 27%, до того же уровня и по мясу. А вот потребности в картофеле планировалось закрыть на 100%.

С приходом нового губернатора и нового министра сельского хозяйства выяснилось, что существовавшая в крае политика развития сельского хозяйства никуда не годится.

Однако в самой отрасли звучит и иное мнение. Директор хабаровской краевой благотворительной общественной организации «Зеленый Дом», эксперт, автор модели сельского развития Сергей Плешаков считает, что созданные при Вячеславе Шпорте программы развития аграрного комплекса сегодня убиваются намеренно. Называет он ошибкой и реорганизацию краевого сельскохозяйственного фонда, который в результате станет несамостоятельной структурой, превратившись в одно из подразделений Минсельхоза и разделив его политику «бесцельной траты бюджетных средств и пускания пыли в глаза».

Что касается новой «дорожной карты» правительства Сергея Фургала, то новая она только на первый взгляд. Для тех, кто помнит политику Минсельхоза при Викторе Ишаеве — это не более чем хорошо забытое старое, где акцент делается на поддержке бывших государственных сельхозпредприятий, которые сегодня находятся в хроническом банкротстве.

«Бедным и несчастным селянам я могу теперь только посочувствовать. С этого времени они будут слышать по большей части только обнадеживающие слова. Конкурсы и гранты со стороны Минсельхоза, конечно, будут, как и раньше, но без всякой цели и системы», — рассказал Сергей Плешаков изданию «Амурпресс».

Сегодня, по мнению экспертов, в сельском хозяйстве Хабаровского края есть целый ряд проблем, которые необходимо решать в первую очередь. Это и большое количество компаний-банкротов. Затянувшиеся процедуры конкурсного управления парализуют деятельность предприятий, тем временем земли выпадают из оборота, теряют свое качество, инфраструктура приходит в упадок. Требуют поддержки и восстановления системы мелиорации, к которым никто не прикасался почти 25 лет. Всего их в крае 219. В прошлом году для 16 из них должны были быть разработаны проекты восстановления, реализовывать которые планировалось за счет средств федеральной казны. Еще одна боль сельского хозяйства — это разочарование жителей края в этой отрасли как в перспективном бизнесе.

Тем временем потенциал развития сельского хозяйства в крае довольно велик. В 1990 году здесь было 93 совхоза, а посевные площади составляли 121 тысячу гектаров. Ежегодные удои достигали 150 тысяч тонн молока, а численность поголовья коров — 51 тысячи. Сегодня колхозов в крае всего два десятка, а коров всего 8 тысяч, и дают они лишь 25 тысяч тонн молока в год.

Со свиноводством не легче. Крупнейший региональный инвестиционный сельскохозяйственный проект — свиноводческий комплекс «Скифагро ДВ», который планировалось запустить в этом году пострадал от вспышки ящура. Все поголовье канадских свиней в результате было уничтожено, а сейчас страховые компании отказываются страховать приобретение новых животных. Без страховки инвестор не готов вкладывать в предприятие 90 миллионов рублей — именно во столько оцениваются затраты на покупку стада. Выходом из ситуации могло бы стать переориентирование проекта на молочное животноводство, именно это предлагает сегодня менеджмент компании и банка-кредитора. Но такое решение пока не находит поддержки у губернатора и правительства. В итоге проект зашел в тупик.

В довершении всего возникли вопросы к деятельности краевого Минсельхоза и у региональной прокуратуры. Недавно ею были отменены «отдельные нормы утвержденных постановлениями правительства края порядка и условий предоставления несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края в области растениеводства, а также порядка и условий предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». По информации надзорного органа, эти нормы были составлены некорректно, что не давало возможности многим сельхозпроизводителям получать бюджетную поддержку.

"