Posted 10 января 2019,, 04:59

Published 10 января 2019,, 04:59

Modified 31 августа 2022,, 05:09

Updated 31 августа 2022,, 05:09

Провинция опять осталась с носом? Куда ведут Хабаровский край идеи нового губернатора

10 января 2019, 04:59
Сергей Фургал намерен добиваться для Хабаровска статуса города федерального значения. Но что же тогда ждёт провинцию, раз все силы будут брошены на региональный центр? Своим мнением на этот счёт поделился известный хабаровский журналист, член Общественной палаты Хабаровского края Евгений Николенко.

На своей пресс-конференции губернатор грезил о Хабаровске – городе-миллионнике, единственном на Дальнем Востоке. Он делал официальные заявления о том, что намерен добиваться для Хабаровска статуса города федерального значения. Что остается хабаровской провинции, поверившей в сентябре заверениям Фургала об улучшении жизни для всех? Что ждет Хабаровский край в свете громких заявлений нового руководителя?

Хабаровский край, бурно радовавшийся победе своего, народного губернатора Сергея Фургала, по прошествии 100 дней нахождения его на посту главы региона, начинает задавать вопросы. Больше всего вопросов звучит из провинции. Недоумение у жителей муниципалитетов вызвали последние громкие заявления Сергея Фургала о том, что он намерен добиваться для Хабаровска статуса города федерального значения, сделать Хабаровск единственным в ДФО городом – миллионником. В речах Фургала Хабаровск, в котором проживает половина населения Хабаровского края, который, на фоне умирающей провинции, в 2017 году показал исторический демографический максимум в 617 тыс. человек, разумеется, за счет все той же умирающей провинции, которая, не в силах больше жить в «каменном веке» перекочевывает в краевой центр, занимает процентов 90. Немного остается Комсомольску-на-Амуре. Остальной провинции в планах губернатора Фургала места нет. Это вызывает у людей все больше вопросов:

«Мы голосовали за него именно потому, что до выборов и во время выборов он и его представители обещали нам повышение качества жизни, нормальные больницы, нормальное количество врачей, новые рабочие места. Так за что мы голосовали?», - такие вопросы все чаще задают люди в районах Хабаровского края.

«Этот вопрос – Хабаровск – город-миллионник, да еще и город федерального значения – делится на несколько частей. Давайте по порядку. Первый вопрос, который возникает сразу же – зачем? Кому это надо? Какие основания есть для того, чтобы сегодня город Хабаровск делать городом федерального значения? Я могу понимать, просто как обычный человек, почему статус городов федерального значения получили Москва и Санкт-Петербург. Первое – потому, что там сосредоточены огромные массы населения. Это вопрос управляемости. Москва и Санкт-Петербург – отдельные самостоятельные субъекты, Московская и Ленинградская области – тоже самостоятельные субъекты. Это чисто управленческие решения. Есть еще Севастополь – но это уже чисто политическое решение. И это тоже понятно, учитывая крымскую ситуацию. Но, простите, с какого перепуга Хабаровск-то должен стать таким самостоятельным субъектом? 1 миллион 328 тысяч человек проживает в Хабаровском крае. Из них половина – в Хабаровске. Налицо явный перекос в развитии, в управлении. Это маленький регион, а с чем останется Хабаровский край, если Хабаровск станет самостоятельным субъектом? Ни с чем. Он просто перестанет существовать. Остатки провинции перекочуют в Хабаровск. Тогда у меня вопрос: губернатором чего намерен остаться Сергей Фургал, даже если хоть на минуту предположить, что его идея найдет одобрение в федеральном центре? Она не найдет, конечно, но – если предположить? Хабаровский край – это почти 800 тысяч квадратных километров? Что ждет регион в случае реализации этой идеи? Сотни тысяч квадратных километров руин?» – отмечает Евгений Николенко.

Говорить о руинах в хабаровской провинции можно уже сегодня. Взять, например, Охотский район. Административный центр – Охотск, один из старейших городов Дальнего Востока. Люди там годами лишены возможности просто заправить бензином или дизтопливом катера, лодки, без которых там не прожить, и автомобили. АЗС нет. Спекулянты продают топливо по 140 рублей за литр. Это данные 2018 года. Почем будет топливо сегодня – вопрос, но точно не дешевле. В Охотске бешеные цены на все – от продуктов до медикаментов. Там нет дорог, а те, что есть разбиты вдребезги. Все, кто мог убежать – убежали: в 1989 году в Охотском районе проживало почти 20 тысяч человек, в 2011 – чуть больше 8 тысяч, сегодня – не более 6 тысяч человек.

В районе Полины Осипенко единственный работодатель – золотодобывающая компания, с московской, как водится, пропиской. Местные жалуются, что работы для них нет, на то, что нормальной медицины нет, школ нет, в детских садах даже нормальных туалетов нет – есть ведра.

Почти во всех отдаленных северных муниципалитетах люди жалуются на то, что вместо нормально медицины, отвечающей понятиям «21 века», единственная возможность обследоваться и получить назначение врача – это курсирующий периодически по Амуру «Теплоход здоровья». Есть еще и «Вертолет здоровья». Из всех отделанных районов как из рога изобилия летят жалобы: там прохудилась крыша библиотеки, дождем заливает книги, там нет клуба, и так далее.

«Давайте оценим еще и управленческий аспект идеи губернатора. Город федерального значения – самостоятельный субъект. Тут же появляется свой губернатор, свое правительство, свое законодательное собрание. Это колоссальные расходы! Зачем было так громко сокращать количество чиновников в Хабаровском крае? Сергей Фургал считает это одной из главных своих заслуг. К тому же – это отдельный бюджет. Как будут «пилить» нищий краевой бюджет с гигантским, 50-миллиардным госдолгом, между двумя субъектами? С чем остается Сергей Фургал? Губернатором – чего? Он не понимает, что, провозглашая такую идею, он сам себя лишает поста губернатора? Главой чего он останется? Нищих полуразрушенных муниципалитетов? Это ж вообще нужно переписывать все законодательство Хабаровского края, новое законодательство нового субъекта Федерации – Хабаровска. Это не нужно никому», - анализирует эксперт.

Провинции, по мнению Николенко, надеяться не на что, во всяком случае. Пока и в свете заявлений нового губернатора. Была надежда, причем, очень серьезная, что за первые 100 дней команда Фургала сформирует стратегию развития региона – всего региона, а не только Хабаровска. Но 100 дней миновали, а программы нет.

«Когда есть программа – есть цель. И руководитель идет к этой цели, по дороге решая повседневные задачи, но все эти решения, по идее, укладываются в общую концепцию развития. А у нас никакой концепции нет, кроме бравурных заявлений о придании Хабаровску статуса города федерального значения. То есть, у нас глава региона ставит неосуществимые цели, забывая о реальных потребностях людей, которые живут в крае. Это тупиковый путь. Он никуда не ведет. Единственная надежда жителей региона, особенно, конечно, провинции, на то, что Сергей Фургал все-таки поймет, что нужно краю и займется реальным делом. А иначе… ситуация будет ухудшаться день ото дня. Времени на фантастические проекты просто нет. Отток населения из края усиливается, малый и средний бизнес в полуобморочном состоянии, доходы людей падают, это уже и из официальной статистики видно. Для начала, думаю, Сергею Фургалу необходимо увидеть весь край, проехать по районам, встретиться с людьми, во всех, подчеркну, муниципалитетах. В противном случае ничего хорошего регион не ждет», - убежден Евгений Николенко.

"