Posted 26 августа 2019,, 02:01

Published 26 августа 2019,, 02:01

Modified 31 августа 2022,, 05:12

Updated 31 августа 2022,, 05:12

Серое пятно на бюджете региона: теневая занятость в Хабаровском крае бьёт все рекорды

Серое пятно на бюджете региона: теневая занятость в Хабаровском крае бьёт все рекорды

26 августа 2019, 02:01
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Причин тому, что долгое время бюджет Хабаровского края не пополняется новыми источниками дохода много — это убыточность действующих предприятий, рост кредиторской задолженности, значительные теневые обороты и занятость.

При этом власти одного из самых «дорогих» субъектов РФ не торопятся предпринимать каких-либо действенных мер по решению всех этих актуальных проблем. Вместе с экспертом в вопросе разбирался корреспондент Трансибинфо.

Существующая система налогообложения в Хабаровском крае вынуждает предпринимателей всё чаще уходить в тень. По данным ФОМС, около 180 тысяч человек работает неофициально. Росстат отмечает, что за первое полугодие текущего года в неформальном секторе региона занято 13,3 % человек от общей численности занятого населения. Эксперты считают, что статистика теневой занятости является отражением потребительских ожиданий и данные «белой» и «серой» занятости в регионе говорят о явном ухудшении этого показателя. Сегодня предприниматели считают более важным преимуществом экономить на налогах, чем риски, связанные с официальной работой — риск быть незастрахованным, риск не получить деньги при увольнении.

«Когда люди ожидают экономического роста, они хотят белую зарплату, стабильность, безопасность. Когда люди ожидают, что дальше будет хуже экономически, они говорят «чёрт с ней, с безопасностью, чёрт с ней, со стабильностью, дайте мне лишнюю копеечку сегодня». Речь идёт не о том, сколько конкретно людей работает в «белую», а сколько в «серую», важна динамика. Если люди начнут богатеть честным трудом, законопослушно и с уплатой налогов, другие выйдут из тени, если люди начнут активно мигрировать в тень, они утащат за собой друзей, знакомых и соседей», — поделился с Трансибинфо кандидат экономических наук, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривелевич.

В своей предвыборной программе глава региона обещал ликвидировать налоги для местных МСП, но обещание так и не выполнено. Работать легально в Хабаровском крае по-прежнему нерентабельно. Уходить в тень предпринимателей вынуждают высокие ставки налогов, обязательные взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Патентная система налогообложения в регионе также не демонстрирует должной эффективности. Минимальная стоимость патента на ведение бизнеса составляет шесть тысяч рублей, чем выше доход, тем выше цена, при этом документ выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Власти как будто не в курсе, что, для того чтобы развивать экономику и мотивировать людей оставаться работать в регионе внимание должно концентрироваться не на крупных инвесторах, а на поддержке малого и среднего бизнеса.

«Если брать такие инструменты как свободный порт, территория опережающего развития, программы поддержки малого и среднего бизнеса — все эти инструменты есть, но ни одна самая лучшая отвертка сама шуруп не закрутит, это только продолжение руки, которая крутит эти шурупы. Власть должна очень серьёзно переосмыслить эффективность мер по поддержке самозанятости, микро и малого бизнеса. Вместо рекламных лозунгов и каких-то политических шагов руководство региона должно делать очень простые вещи — настроить инструменты поддержки таким образом, чтобы обычные малые предприниматели — парикмахерские, магазины, заводики крошечные, мастерские, начали богатеть. Если начинает богатеть малый бизнес, начинают богатеть все. Если микробизнес сворачивается, тогда и все сворачиваются», — резюмирует эксперт.

Отметим, что официальной статистики, характеризующей масштабы «тёмного» бизнеса в России, не существует. При расчёте показателя уровня теневой экономики учитываются разные факторы — подпольное производство продукции, уход от налогов частными и юридическими лицами, выплата зарплаты «в конвертах», серый импорт продукции и так далее. Эксперты уверены, что если копнуть глубже, цифры почти наверняка окажутся выше. Например, под критерии теневой экономики не попадает нецелевое расходование бюджетных средств, давно превратившееся в кормушку для региональных чиновников. Кроме того, по данным Генпрокуратуры, средняя сумма взяток ежегодно увеличивается, вопрос: кому и за что их приносят?

«Любая цифра выше нуля — это уже проблема. По желательности здесь ответ один — желательно, чтобы эта цифра была нуль. В нормальной экономике все люди платят налоги, получают господдержку, которая им полагается и живут долго и счастливо. Можно ли считать эталонным состояние региональной экономики? — нет нельзя. Потому что невозможно жить в обществе и быть свободным от общества. Не может отдельный регион на фоне всех проблем с экономикой страны в целом, жить как Швейцария, он всё равно будет тащить на себя все российские риски, поэтому для дотационного региона с проблемной экономикой эта цифра даже маловата. Спасибо трудолюбию и сознательности наших людей, можно было ожидать, что в тень уйдёт больше. Цифры практически наверняка выше, мы просто не всё знаем, не всех посчитали», — считает Максим Кривелевич.

Отметим, что с 2019 года для самозанятых граждан введён новый специальный налоговый режим. Индивидуальные предприниматели смогут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4 или 6 %. Это позволит легализовать бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Правда введен этот режим пока только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.

"