Posted 29 июля 2019,, 03:56

Published 29 июля 2019,, 03:56

Modified 31 августа 2022,, 05:12

Updated 31 августа 2022,, 05:12

Трагедия в «Холдоми»: Фургал и его команда ищут, на кого «спихнуть» ответственность

29 июля 2019, 03:56
Но уже сегодня понятно — «козла отпущения» найти не получится

Шок, который испытала вся страна после страшной трагедии в палаточном лагере «Холдоми», никуда не ушёл даже спустя почти неделю, пишет Transsibinfo.com.

Даже несмотря на то, что из информационной повестки Хабаровского края его усиленно вытесняют — «благо», и повод есть: в крае крайне тревожная паводковая ситуация, под воду уходят целые населенные пункты. Уже похоронены погибшие дети, уже арестованы подозреваемые — собственник и руководитель лагеря, представитель МЧС по Солнечному району. Расследование ведет центральный аппарат СК РФ, материалы следствия ждет президент России Владимир Путин.

И всё чаще в соцсетях жители Хабаровского края с недоумением и возмущением обсуждают поведение властей Хабаровского края после трагедии. И вопросов как у обычных людей, так и у следственных органов возникает всё больше.

В первые же часы после трагедии губернатор Хабаровского края Сергей Фургал демонстрировал полнейшую растерянность:«Детей пожгли. А мне никто ничего не может сказать. Никто ничего не знает». Аналогичную растерянность и беспомощность демонстрировало и окружение губернатора.

Позиция краевых властей изначально была такой: «Мы ничего не знали, палаточного лагеря там быть не должно было».

Именно некомпетентность, растерянность и беспомощность главы региона и его подчиненных стала поводом для резкой критики со стороны российского премьера Дмитрия Медведева:«Что это значит — никто не знал? Чья обязанность была знать?», — сказал премьер.

Медведев подчеркнул, что «если о палаточном лагере никто не знал, значит, местные чиновники плохо исполняют свои обязанности». Вскоре всплыли документы, доказывающие, что о существовании лагеря на горнолыжном курорте «Холдоми» чиновники правительства Хабаровского края знали. Более того — они подписали разрешение на его работу. Документ подписан руководителями двух министерств правительства Хабаровского края, трех ведомств.

Чиновники, и губернатор в том числе, продолжали утверждать, что о палаточном лагере речь не шла. Но и тут — одни вопросы. Из официального документа, подписанного чиновниками правительства края и руководителями ведомств следует, что стационарный лагерь (коттеджи) рассчитан на 250 детей. Разрешение же чиновники подписали на пребывание 450 детей. Получается, что 200 детей ответственные товарищи прописали под открытым небом. Губернатор бросился заявлять, что не верит в то, что чиновники «в упор не видели палаток».

Сегодня Сергей Фургал активно муссирует тему вхождения горнолыжного комплекса «Холдоми» в ТОСЭР «Комсомольск». По утверждению главы региона, это позволило курорту, в том числе и детскому лагерю, избежать большого количества проверок, в том числе и проверок Госпожнадзора.

Но помилуйте: ведь документы, свидетельствующие о том, что детский лагерь проверяли перед началом сезона, есть! Лагерь проверял Госпожнадзор, его проверяла Межведомственная комиссия — пять подписей стоит на документе! Сколько нужно провести проверок, чтобы увидеть палаточный лагерь, состоящий из 26 палаток, многоместных палаток, больших, чтобы проверить как там все устроено, чтобы, в конце концов, задать вопрос: почему на 250 стационарных мест в лагерь разрешили поместить 450 детей?

Заявление «незнайки» и «непонимайки» Фургала возмутило и президента Союза адвокатов России Игоря Трунова. На пресс-конференции в Москве, обращаясь к губернатору Фургалу, юрист не сдерживал эмоций.

«Губернатор задаёт вопросы, будто он с луны свалился! А ты (обращаясь к С.И. Фургалу), ты что тут делаешь?! Я говорю свое мнение: некомпетентность поражает! Есть состав некомпетентности в действиях самого губернатора. Когда власть говорит: "мы не знали, мы не полагали, мы не ведали", это разговор об ответственности. Губернатор сам говорит, что это северный район, что будет холодно, что будут розетки, переноски, обогреватели. Есть состав преступления — причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие неисполнения должностным лицом своих профессиональных полномочий», — заявил Игорь Трунов.

Спасать Фургала бросилась участница пресс-конференции, назначенная губернатором сенатор Елена Грешнякова. Она обвинила юриста в политическом заказе, при этом не приведя никаких аргументов. Но госпожа Грешнякова пошла еще дальше — в гибели детей она, фактически, обвинила несчастных родителей сгоревших малышей.

«Родители должны были убедиться в законности работы лагеря. Родители же созванивались с детьми... Они же в нескольких километрах... Приехали, посмотрели, увидели этот интервал между палатками... Родители знали, что там находится, и никто не озаботился узнать, законно ли это вообще. Невозможно организовать там круглосуточное дежурство всех служб, в частном лагере», — заявила сенатор от Хабаровского края Грешнякова.

Оставим за рамками всю абсурдность заявления члена Совета Федерации с юридической точки зрения, она очевидна, родители в принципе не имели возможности проверять лагерь, не должны были, и вообще — подобное заявление просто бред. С точки зрения морали оценку высказыванию сенатора уже дали жители Хабаровского края, да и других дальневосточных регионов, в комментариях в соцсетях.

«Когда она была депутатом в крае, она говорила другие слова, за народ была. А сейчас — что? На сенаторских харчах и мораль меняется, так что ли? Да как у неё язык повернулся такое сказать?!».

«Гнать её из сенаторов! Поганой метлой! Как могли родители проверить, если чиновники все уже проверили и заверили, что все в порядке?! Путевки в муниципалитетах продавали, каждый год продают! Совести нет у этого сенатора!», — таких комментариев в соцсетях сегодня сотни. Руководство лагеря «Холдоми» на официальном сайте опубликовало собственный комментарий трагедии. Приводятся и документы. Из них следует, что чиновники правительства знали, не могли не знать, о существовании палаточного лагеря в «Холдоми».

В числе документов: запрос дирекции «Холдоми» в МСЧ РФ от 2018 года о требованиях к организации палаточного лагеря. Официальный ответ ведомства, которым дирекции «Холдоми» следовало руководствоваться, официальный запрос МЧС РФ на предоставление информации об организации палаточного лагеря в «Холдоми» от марта 2019 года. Есть еще много официальных запросов и ответов на них.

«Из этих документов следует, что, организовывая размещение палаток на территории лагеря и планируя размещение в них детей, администрация в установленном порядке извещала контролирующие органы. А проверки и профилактические мероприятия в марте, мае, и июле проводились Госпожнадзоров и Роспотребнадзором на основе имеющейся информации о размещении детей в палатках на территории лагеря «Холдоми», — говорится в официальном заявлении компании.

То есть — чиновники всё знали. Не могли не знать.

Горнолыжный комплекс «Холдоми» объявил о массовых сокращениях работников. Это обычные люди из Комсомольска-на-Амуре, Солнечного и поселка Горный. Для многих работа в «Холдоми» была единственным источником существования.

Дирекция «Холдоми» объяснила: сокращать персонал их вынуждает нарастающая в социальных сетях травля сотрудников — их требуют сжечь, в том числе и вожатых, спасавших детей из горящих палаток, убить, расправиться с семьями.

Пока чиновники Хабаровского края лихорадочно ищут, на кого бы свалить ответственность, в регионе произошла еще одна трагедия в палаточном лагере «Спецназ дети». 12-летнего ребенка зверски избили и скинули в «гроб» — так называли окоп с бетонированным полом. СК РФ возбудил еще одно уголовное дело, ребенок в больнице. И в этом лагере — все тот же бардак, бесконтрольность со стороны властей. Ребенок в больнице. К счастью, этот ребенок выжил.

Еще один момент, на который обратили внимание жители региона, особенно — родители выживших в лагере детей.

Все помнят: уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова поручила отправить переживших этот ужас детей в ВДЦ «Океан» в Приморье. Детский омбудсмен подчеркнула, что детям необходима реабилитация. Директор «Океана» Андрей Базилевский, сам коренной хабаровчанин, вылетел в Москву, чтобы решить все вопросы с учредителем — Минпросвещения. Он сообщил, что «Океан» готов принять детей, он делает это много лет — принимали детей из пострадавшего от наводнения Китая в 2008 году, из регионов России, на которые обрушились стихийные бедствия. Дело, по словам Базилевского, только за властями Хабаровского края — от них ждут официальных заявок. Дети должны прибыть в «Океан» с заключениями психологов, врачей. Но власти Хабаровского края нигде и никаких не озвучивают ситуацию с отправкой детей в «Океан».

В социальных сетях, обсуждая новость, родители выживших детей сообщают:

«Нам никто даже не предлагал. А где узнать?».

«А мы позвонили, в соцзащиту, нам сказали, что ждут каких-то официальных документов.

«А нам вообще сказали, что ничего не знают. Предложили материальную помощь, но только тем, у кого доход ниже прожиточного минимума...».

После такой трагедии вполне логичным было бы услышать, что правительство края, лично губернатор Фургал костьми легли, чтобы отправить детей на оставшееся от каникул время в один из лучших лагерей страны. Но правительство края, и губернатор Фургал хранят молчание. В бюджете нет денег? Ну, так бейте во все колокола, обращайтесь за помощью к федеральным властям! Федеральный центр не откажет в помощи — речь о детях! Но из правительства края об этом — ни звука.

В Хабаровском крае вообще не хватает детских летних лагерей. Отдых в них обходится родителям очень дорого.

«Лагерей для детей не хватает, а отдых в них очень дорогой, а смены — очень короткие, просто крошечные! В апреле в лучший лагерь края, "Созвездие" уже путевку и не купишь! Семидневная смена — 15 тыс. рублей! 10 дней, мы в этом году младшую дочку отправили, 19 тыс., из них бюджет компенсирует 4 тыс. рублей. Смена "Цивилизация", самая интересная, две недели, 35 тыс. рублей, немножко компенсирует бюджет, но основные расходы на родителях. Мы каждое лето берем кредит, чтобы двух дочек отправить в лагерь. В этом году отправили только одну. Да и не хватает лагерей у нас! Вот и отправляют в палаточные. А они горят, как выяснилось. А у нас ведь столько говорят о поддержке детей, рождаемости. А по факту — дали пособие и все. Мне вот не нужны пособия. Мне нужно, чтобы дети могли хотя бы летом отдохнуть — мы ж на севере живем! А в лагерь не попасть, да стоит дорого к тому же! А чиновникам и дела нет!», — поделилась мама двоих дочерей Светлана из Комсомольска-на-Амуре.

Еще не завершено расследование. Но уже и сегодня понятно, что с организацией детского отдыха в Хабаровском крае всё очень плохо. Обсуждая трагедию, СМИ региона вспомнили о трагедии в «Зимней вишне» в Кемерове. Тогда губернатор Аман Тулеев ушел в отставку, заявив, что с таким грузом оставаться губернатором «морально нельзя». Губернатор Хабаровского края, похоже, даже не думал об этом.

"