Posted 7 марта 2019, 07:00
Published 7 марта 2019, 07:00
Modified 20 августа, 13:57
Updated 20 августа, 13:57
Фонд президентских грантов - не единственный источник финансирования культуры в регионах. Незадолго до послания появились нацпроекты, которые должны к 2024 году вывести Россию в число мировых лидеров по основным показателям.
Среди них и нацпроект "Культура", который подразумевает выделение 113,5 млрд рублей на 6 лет. Эти деньги будут преимущественно направлены на техническое оснащение и инфраструктуру для культурных объектов. Эксперты сомневаются, что выделенных средств будет достаточно, чтобы культурную сферу преобразить.
"Размер средств, выделенных на проект «Культура» - ничтожен. 113,5 млрд рублей на 6 лет – это 18,9 млрд в год. Даже в общем разрезе – 0,44% бюджета от всех проектов – выглядит как плевок в душу культурным работникам" - считает руководитель аналитического департамента компании "ФинИст" Катя Френкель.
Всего в стране в этом году на культуру выделят из бюджета 146,88 млрд рублей - это на 7,21% меньше, чем в 2018 году. Также распределение этих средств по регионам, разумеется, будет не равным. Например, в Приморском крае снижение средств произойдёт на 53,33% - это самое большое снижение в России. А в Челябинской области расходы на культуру возрастут на 56,91%, и это самый большой рост.
На Хабаровский край в 2018 было выделено на культуру 1,9 млрд рублей, а на 2019 - 1,7 млрд, то есть снижение на 9,87%.
Также, в последнее время много скандалов связано с растратами бюджетных средств в сфере культуры. У представителей сферы искусства всё чаще возникает вопрос: а нужно ли вообще связываться с бюджетным финансированием? Ведь кто платит, тот и устанавливает правила. Получается, культурное развитие с госфинансированием по определению не может быть свободным?
Разумеется, альтернативные варианты финансирования в мире существуют. Например, в США, в кинематограф или в издательство книг правительство не вмешивается, и вообще не финансирует. Они находятся на самоокупаемости. Но перегнул палку со "вседозволенностью" - заклюют критики, и провалишься в прокате. Но будет ди это приносить необходимый доход в России?
По мнению заместителя директора Института актуальной экономики Ивана Антропова, доходов от собственной деятельности (например, продажа билетов на спектакль) в большинстве случаев в России ни на что не хватит. Столичные театры могут требовать за билеты практически любую сумму, а вот какой-нибудь маленький областной театр рад продавать билеты по 290 – 330 рублей. Спонсорская поддержка возможна, если руководители местных крупных предприятий склонны к такому меценатству. Но это всё единичные случаи, на всех не хватит крупных предприятий, тем более что в России у крупных бизнесменов нет необходимости заботиться о своём имидже.
Также, по оценке Роспотребнадзора, россияне старше 54 лет смотрят телевизор в среднем 363 минуты в сутки, в возрасте от 35 до 54 лет – 254 минуты, от 18 до 34 лет – 150 минут. Контент на отечественном ТВ делится следующим образом:
В 2018 году на СМИ из федерального бюджета выделили 83 млрд. рублей. Из них 68,7 млрд. пошли на телевидение и радио:
Размер бюджетов говорит о том, что телевидение стало для государства важнейшим из искусств. Которое включает в себя: повсеместное распространение, востребованность среди населения, полный контроль за "качеством" контента, который должен сплотить народ и вырабатывать "национальную идентичность". А всякие "эксперименты" остаются уделом энтузиастов, готовых вкладывать собственные деньги.