Posted 29 мая 2019, 02:13
Published 29 мая 2019, 02:13
Modified 20 августа, 14:08
Updated 20 августа, 14:08
Из Хабаровского края бегут люди. За 2018 год население региона сократилось почти на 7 тысяч человек. Хуже ситуация только в нищем Забайкалье, где человеческие потери вплотную приблизились к 8 тысячам человек. Потери даже в краевом центре — Хабаровске, еще недавно гордившемся приростом населения. В 2018 году население бывшей столицы ДФО сократилось на 787 человек, пишет Transsibinfo.com.
Но тяжелее всего ситуация в провинции. На 675 человек сократилось население Комсомольска-на-Амуре, который всё развивают и развивают, а народ уже просто не верит ни в какое развитие. В Комсомольске, как и везде, отзвучали последние звонки. Впереди у выпускников ЕГЭ, выпускные балы, а потом — взрослая интересная жизнь. Свою взрослую жизнь большинство молодых людей не связывают ни с родным городом, ни с Хабаровским краем.
— Я поступаю во Владивосток, в ДВФУ. На архитектурный факультет. Получу степень бакалавра, возможно, поработаю, там же, во Владивостоке, или уеду, например, в Санкт-Петербург, продолжу образование. Но в Комсомольск точно не вернусь, — делится планами на будущее выпускница Ирина.
— Но ведь и Комсомольску нужны архитекторы? Ты могла бы пригодится в родном городе, к тому же тут родители, есть где жить...
— Да вы что?! Да как тут жить? Неееет! Я и сама уеду, выучусь, устроюсь, и маму с папой отсюда вывезу! Они много для меня сделали, теперь моя очередь вернуть им долг, сделать так, чтобы они пожили в нормальном месте. Здесь же даже еды нормальной не купишь — все дорого, все сломано, посмотрите сами. Я будущий архитектор, я много читаю, изучаю книг об архитектуре, об устройстве городов. Ну, какое профессиональное развитие в Комсомольске у архитектора? Здесь же ничего не происходит, а если происходит, то это интересно не архитектору, а прокурору — что-нибудь строили и украли, вечная новость. Нет, нет, и нет! Только уезжать. Родители меня полностью поддерживают. Во Владивостоке уже учится мой молодой человек, он на два года старше. Мы сюда не вернемся«, — твердо говорит Ирина.
496 человек в 2018 году навсегда покинули даже вполне благополучный, по местным меркам, Хабаровский район. Это самый большой отток с 2013 года. И здесь у выпускников — чемоданные настроения.
«Подал документы в ДВФУ, во Владивосток и в Новосибирск, в университет. Хочу стать инженером — энергетиком. Больше, конечно, хотелось бы поступить во Владивосток, несколько раз там был, мне очень нравится город. Новосибирск тоже очень красивый город. Буду рад учиться и жить и там, и там, главное, отсюда уехать. Не вижу здесь перспектив никаких для себя», — поделился выпускник из поселка Корфовский Владимир.
В Москву, Санкт-Петербург, Владивосток, Новороссийск, Новосибирск собираются уезжать выпускники Ванинского района. За 2018 год район опустел на 235 человек.
Аналогичная картина практически во всех районах края. Сдав экзамены, вчерашние школьники пакуют чемоданы. Из отдаленных и наиболее депрессивных районов мечтают выбраться хотя бы в Хабаровск.
«Сами посудите — что детям делать здесь? Вот мы с мужем инженеры, у обоих высшее образование. На двоих в месяц у нас выходит меньше 60 тыс. рублей. Как прожить на такие деньги? Цены бешеные, коммуналка бешенная, климат ужасный, город страшный, ребята после институтов продавцами работают со своими дипломами. Нет никакого смысла тут оставаться, надо уезжать, в центр России. Там при такой же зарплате цены ниже на все. А тут... вон, сокращения везде, живешь в страхе — как бы не уволили», — рассказала жительница Комсомольска-на-Амуре Татьяна Игоревна.
То, что люди с такой скоростью покидают Хабаровский край — необъяснимо. Есть на Дальнем Востоке территории куда более бесперспективные, с куда большим набором проблем.
В провинции Хабаровского края тоже все не так пессимистично, как в провинциальных районах других регионов. Например, в Ванинском районе есть мощные порты, они работают, там люди получают зарплату. И — уезжают.
«Потому, что район не развивается. Приезжайте, посмотрите на Ванино, райцентр. И сами решите — вы бы хотели тут жить? А про поселки и говорить нечего — там просто каменный век. Район — не жилец, моё мнение, да и другие тоже», — рассказал Николай, житель поселка Октябрьский Ванинского района.
Есть море и порт в Советско-Гаванском районе. Но и оттуда народ бежит — 420 человек только за 2018 год.
Можно перечислять и дальше, но стоит ли? Во всех муниципалитетах Хабаровского края, без исключения, одна и та же унылая картина — районы стагнируют, народ пакует чемоданы.
С января по март в столице Хабаровского края введен в эксплуатацию 601 дом. Это, преимущественно, новостройки — многоэтажки. В Хабаровском районе введено 98 домов, в Комсомольске — 26. В этих трех муниципалитетах строится новое жилье. В остальных районах края — не строится, за исключением считанных единиц введенных в эксплуатацию частных строений.
Пакующие чемоданы выпускники, которые скоро уедут, пока статистики хабаровским властям не испортят. Пока — не испортят. Пока они будут учиться, потом найдут работу, потом купят себе жилье на новом месте. И тогда в статистике региона появятся новые «чёрные дыры» — в тысячи человек. И такие «дыры» закладываются в провинции каждый год, в каждом выпуске каждого класса.
Жизнь в Хабаровской провинции худо-бедно поддерживает крупный бизнес — там, где он есть. Бизнес помогает спорту, школам, больницам, латает прохудившиеся кровли, помогает больным детям, словом, делает то, что должны делать власти Хабаровского края. Властям такое положение дел, похоже, нравится — зачем напрягаться, если можно все сбросить на крупные предприятия? Но бизнес не может обеспечить полноценное развитие территории, это просто не его задача.
При таком подходе к развитию территории говорить о каких-то перспективах для проживающих здесь людей вряд ли возможно. Хабаровская провинция продолжит пустеть, беднеть и вымирать. Краевые власти к этому относятся, похоже, вполне спокойно.