Posted 20 декабря 2020, 22:42
Published 20 декабря 2020, 22:42
Modified 20 августа, 14:07
Updated 20 августа, 14:07
Один — мужской приходится на зимнее солнцестояние. С этого дня начинался сезон охоты.
«Перед уходом охотников в тайгу собирались мужчины — родственники, соседи, близкие друзья — на своей половине. Женщины жили-то на своей половине. Кстати, питались они по остаточному принципу. Что после мужчин оставалось, то и доедали женщины и дети», — расскзала Елена Киле, член Союза художников России, мастер, знаток и хранитель национальной культуры.
Главное блюдо на столе у нанайцев в Новый год — нанайские пельмени бианси, похожие по форме на полумесяц. Начинка — рыбный фарш, перец, лук, черный перец и настоящий бренд Дальнего Востока — пахучая черемша.
У мужчин на охотничьем угодье было священное дерево — лиственница или ясень. В стволе вырубалось треугольное углубление, туда ставился сэвэн, которого «кормили» перед охотой. Среди подношений — бианси, дэрбиту — вяленая рыба, нарезанная полосками и отмоченная в воде, с диким луком, с черемшой, политая медвежьим жиром, пекина — печеная лепешка без масла или чарома — жаренная в масле лепешка. Обязательно подносили спирт или водку, кланялись не менее трех раз и просили удачи на охоте.
Если охота была неудачной, мужчина возвращался, делал из сухой травы человечка — духа, прислонял к священному дереву и просил у этого духа удачи. Если пошло дело, значит, дух помог.
Если охотник убивал медведя, обязательно обряд проводился. Тигра вообще запрещалось убивать. Амбу не трогали и яргу — дальневосточного леопарда, это были священные животные.
А если тигр задирал человека, зверю не мстили. Считалось, что человек виноват перед духом священного животного. Может, сам, а может, кто-то из его рода убил тигра. Амбу не винили.
На охоту все мужчины уходили в тайгу, в том числе и дети. Школ-то тогда не было. Их обучали рыбалке, охоте. Из мальчиков мужчин растили. В шесть лет мальчик уже многое умел. В наше время не все взрослые мужчины обладают такими умениями. Мужчиной мальчик становился лишь тогда, когда он добывал медведя. Только после этого ему разрешалось жениться.
Ну что нанайские женщины?
Пока все мужчины в тайге вся забота о хозяйстве ложилась на хрупкие плечи женщин. Она и добытчица, и кормилица, да еще и защитница от зверей или врагов.
А затоскуют женщины в стойбище, пригласят шамана, сварят рябчика. Для жертвоприношений использовалось всегда белое мясо, а иногда и мясо черно-белой свиньи. Ставили «почи» — специальные маленькие серебряные рюмочки. По очереди выпивали, надевали специальный пояс — ямка, и ходили по кругу… типа хоровода. Считалось, что так они себя оздоровляли.
Петь и танцевать женщинам при мужчинах запрещалось.
Ну, а второй Новый год, кстати, женский, во время летнего солнцестояния. После него и начиналась путина.