На Камчатке коряки сохраняют традиции предков

17 августа 2021, 11:07
Сотрудники экоцентра корякского заповедника провели День аборигена, сообщает Транссибинфо со ссылкой на пресс-службу министерства туризма Камчатского края.

«Травницы-Чакоки» — так назвали праздник, который прошел в этно-экологическом центре Корякского заповедника на берегу бухты Скрытая. «Чакоки» означает «сёстры» в переводе с корякского языка. Принимали в нем участие жители села Тиличики. Сегодня в нем треть жителей коряки. С глубокой древности живут они в этом месте на побережье бухты Скрытая.

Степан Крашенинников в 1740 году упоминал о корякском острожке Теллечи (название происходит от «тэллычан» — «дверь жилища») вблизи речки Теличинской. Там обменивались товарами коряки и северные ительмены, там же проходил путь русских первопроходцев из Анадырского острога на Камчатку.

Принято считать, что село Тиличики было основано в 1898 году. В том году купец Косыгин построил заимку на низменном мысе у речушки Аровеем.

Коряки

Этот народ пришел из Сибири 15 тысяч лет назад. Наряду с нивхами, которые появились на Дальнем Востоке 40 тысяч лет назад, и айнами, коряков связывают с охотоморской культурой, которая стала субстратом для дальневосточных народов от Кореи до Ледовитого океана.

Стоит отметить, что взаимоотношения коряков с русскими в первые десятилетия колонизации Камчатки складывались сложно. Казачьи отряды встречали ожесточённое сопротивление. Война русских с коряками тянулась вплоть до середины XVIII века. К тому времени, когда установился мир, коряки потеряли почти половину своей численности. Сказалась и оспа, которой местное население заражалось от казаков.

Сами представители этого этноса не особо любят слово «коряки»: ни оседлые жители Камчатки, ни кочевники так себя никогда не называли. Вероятно, слово пришло из языка юкагиров, которые были здесь проводниками русских казаков; таким образом, название «коряки» закрепилось в русских документах.

Кстати, и до прихода русских, этот народ был знаком с металлургией и гончарным дело.

Духи

В начале праздника прошёл обряд благодарения огню, воде, земле, всей природу за тёплое и урожайное лето. На Камчатке в этом году богатый урожай морошки, голубики и княженики.

Дух огня у коряков — один из главных. Куда бы ни пошли представители этого народа: на охоту или рыбалку, как развели костер, нужно совершить обряд. Считается, что огонь предсказывает будущее.

По уголькам и синеватому пламени знающие люди могут узнать, что придет гость. Если огонь трещит, считай, ждет плохое: лучше не идти, куда собирался: нужно отложить дела, отсидеться лишний в яранге. Всегда коряки разговаривали с огнем, прислушивались к его советам.

Особо почитаем у этого народа Большой Ворон — Куйкиняку или Куткиняку, также называли его Большим Отцом и Создателем.

Большой Ворон — и первый человек, прародитель и защитник коряков, и могущественный. Его имя фигурирует во всех заклинаниях. Именем Ворона лечили больных. Он незримо присутствовал на каждом шаманском обряде.

Считается, что Ворон был послан на Землю Высшим Существом для наведения порядка. Большой Ворон научил людей ловить рыбу и морских животных; он дал им бубен и принадлежности для добывания огня; защитил от злых духов, научил заклинаниям против болезней, но он также и сделал людей смертными.

Никто не знает, куда исчез Большой Ворон. Он наказал своим потомкам сжигать умерших, но своё тело он после смерти приказал поместить в отдельное жилище, которое следовало закрыть. И жилище, и умерший Большой Ворон превратились в камень.

Кстати, Ворон — священная птица и для индейцев. Это и генетические исследования позволяют говорить о родственности коряков и индейских племен северной Америки.

Язык

На празднике жители жители села Тиличики говорили на родном языке. Кстати, если этнотуризм, такой популярный во всем мире только-только входит в моду в России, то не за горами, как считают эксперты, и лингвотуризм. Язык коряков относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Он преподается в школах, на этом языке есть литература, выходит газета, телепередачи, корякские странички регулярно печатаются в газете «Абориген Камчатки».

Корякский язык удивителен. Система пространственных суффиксов в нем связана с традиционным представлением коряков об устройстве мироздания.

Изобретательность коряков проявляется и в попытках создать для родного языка авторские системы письма вместо не всегда признаваемой официальной.

У корякских существительных есть единственное число двойственное число и множественное число.

На Камчатке много сопок и горных хребтов, и такая особенность рельефа нашла свое отражение в языке. Например, в корякском есть отдельный суффикс для указания местоположения «на склоне».

Стоит отметить, что около трети коряков владеют родным языком.

Национальная кухня

Самой вкусной частью праздника «Травницы-Чакоки» стало приготовление корякских блюд. Гости праздника попробовали вяленую рыбу юколу (тэйэл), строганину из хариуса, сушеное мясо одомашненных северных оленей (пыатол), которых пасут местные оленеводы, национальные лепёшки и уху.

— Женщины угощали тем, что заготовили на зиму — пастой из щавеля, перетёртыми ягодами, заваренным иван-чаем сушёной черемшой, рассказали, как делать настойку из мухоморов для лечения суставов, — рассказала Вера Колпачкова, методист ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» в этно-экологическом центре Корякского заповедника.

Стоит отметить, что мухомор коряки использовали не только, как лекарство, но и как опьяняющее средства мухомор. Порой к мухоморовой настойке прибегали шаманы.

Основная пища у коряков-кочевников — оленье мясо, обычно вареное. Костяной мозг оленя, почки, хрящи, ножные сухожилия съедались сырыми. Из крови и содержимого оленьего желудка варили похлебку. Копыта оленей квасили в крови, молодые отростки рогов ели вареными. Юколу заготовляли летом или выменивали у приморских жителей.

Основной пищей оседлых коряков были мясо морских животных и рыба: летом вареная, зимой — юкола и квашеная рыба. Сырые рыбьи мозг, хрящи, глаза и считались лакомством. Ценился жир морских животных, его ели в сыром или топленом виде, смешивая с мясом или юколой.

Для супов и бульонов использовали толченые кости, вымя, кровь оленя. Приморские коряки готовили пюре из протёртого тюленьего мяса, юколы или сушенной икры, кочевые — из оленины. В блюдо добавлялись жир, ягоды, съедобные растения.

Сестры — травницы

Помимо обрядовой части и дегустации национальных блюд, гости праздника узнали о заповедных территориях Камчатки, работали с полевыми определителями флоры Корякского заповедника — выясняли, какие растения лекарственные и съедобные, а какие — ядовитые.

Особенно гостям понравилась викторина на знание корякского языка. Переводили названия растений: крапива, иван-чай, охотский лук, берёза, кедровый стланик,.

Победители викторины получили призы от Кроноцкого заповедника: футболки и определители флоры Корякского заповедника.

Не обошлось и без национальных танцев под бубен яяй. Корякская пластика динамичная, темпераментная. Каждое движение что-то означает, поэтому у этого народа практически все танцы сюжетные. Это может быть охота, рыбалка или игры на их традиционных праздниках. В танце может изображаться бег олений, полет и купание чайки, подражательные движения нерпе или тюленю.

Заповедник

Корякский заповедник — единственная федеральная охраняемая территория, к тому же отмеченная международным сообществом: часть заповедника — это водно-болотные угодья международного значения (в соответствии с Рамсарской конвенцией), сохранность которых жизненно важна для десятков тысяч водоплавающих птиц. Его называют жемчужиной Корякии. Именно здесь находится классический фрагмент берингийской лесотундры.

Корякский государственный природный биосферный заповедник был образован в конце декабря 1995 года

Коммерческие маршруты по Корякскому заповеднику из-за опасной для человека обстановки не отличаются большим разнообразием. В рамках программы некоторые туроператоры Камчатки охотно доставят на Говенские термальные источники (рядом водопады). Устроят сплав по реке Куюл (устье Белой — памятник природы). Доставят на скоростном судне в бухту Лаврова или в Большую Глубокую (птичьи базары и лежбища ластоногих).

Цель каждой поездки — бердвотчинг и наблюдение за морскими животными. Трипы сопровождаются лекциями сотрудника заповедника, контролируются одним из инспекторов. Цены, сроки и состав участников — договорные.

#Общество #Новости #КМНС #Камчатка
Подпишитесь