Posted 8 сентября 2021,, 02:59
Published 8 сентября 2021,, 02:59
Modified 31 августа 2022,, 05:14
Updated 31 августа 2022,, 05:14
Слет животноводов проходил на базе Морская, которая находится в 60-ти километрах от столицы Аяно-Майского района села Аян.
Для эвенков оленеводство — основное традиционный вид хозяйствования. С VI–VII веков этот народ успешно занимался этим видом животноводства.
На слете собрались оленеводы из трех хозяйств Аяно-Майского района, чиновники из районной администрации. Приехали и гости эвенки из Республики Саха (Якутия), а также туристы из Санкт-Петербурга.
Чиновники подарили оленным людям — бензиновые портативные генераторы, портативные солнечные станции, палаточный материал и брезент, спутниковые телефоны.
— Участники слета обсудили быт и проблемы оленеводов, записали эвенкийский фольклор, обменялись мнениями по насущным вопросам, — рассказали организаторы.
Стоит отметить, что оленеводством помимо Аяно-Майского района занимаются эвенки в Тугуро-Чумиканском районе. Это основной вид традиционного хозяйствования и у эвенов в Охотском районе.
В регионе численность поголовья северных оленей составляет более 4500 особей. Когда-то оленина была нормой на прилавках краевого центра. Сегодня, если она и появляется, так только благодаря якутским животноводам. Затяжную депрессию объясняют в том числе м расплодившимся волчьим стаям, с которым некому и не на что бороться.
На проведение и организацию слета пошли средства, выигранные общиной «Лантарь» в грантовом конкурсе, который организовывало главное управление внутренней политики Хабаровского края. Проект назывался «Продолжение великого кочевья предков».
Руководит общиной «Лантарь» Андрей Карамзин. Еще его отец держал там своих оленей и вот нескоько лет назад Андрей возродил хозяйство. Помогают ему в этом оленеводы Леонид и Семен Тимофеевы.
Андрей Карамзин решил возродить в Аяне оленеводство, написал несколько проектов, которые в том числе поддержал и Фонд президентских грантов. Оказывает поддержку и администрация района,
Семья Тимофеевых — это выходцы из не так давно закрытого села Маймакан. Сейчас же маймаканцы живут по всему району. Все они помнят свое оленеводческое детство и прекрасно знают родной язык.
— Кочевой образ жизни — это непременное и единственное условие для сохранения языка, поскольку только в кочевье у него есть точки приложения, там он привычен, используется и, надеюсь, будет использоваться. Нужно перестать тянуть все из тайги, наоборот — все современные достижения должны применяться на кочевье. Сейчас у нас в месте кочевья на основной базе установлены интернет- и спутниковая связь, ТВ, радиосвязь, солнечные панели, инверторы. Вместе с тем кочевье никто не отменял, мы по-прежнему изготавливаем по старинным технологиям и используем нарты, седла, уздечки, мауты, — рассказал Андрей Карамзин.