Главное блюдо на новогоднем столе — нанайские пельмени бианси, похожие по форме на полумесяц. «Биа» с нанайского языка — луна. Есть даже легенда у нанайцев, что эти пельмени с луны духи принесли на приамурскую землю. Оттого они формой похожи на полумесяц. Правда, иногда их сравнивают по форме с китайскими серебряными слитками. Так и серебро — лунный металл.
Раньше тесто было рисовым. По великому собольему пути охотники ходили в Китай и там обменивали шкурки на рисовую водку, украшения, нитки и ткани для любимых жен и дочерей, а так же рисовую муку. Нанайцы-то рис не выращивали.
Начинка была из рыбы. Ее мелко-мелко рубили, оттого она была сочной, а потом в фарш кидали дикие лук и перец, а так же главную дальневосточную зелень — черемшу. Раньше сушили, а теперь ее замораживают в морозилках.
Сегодня нанайцы для фарша рыбу прокручивают через мясорубку, а для сочности добавляют капусту, солят и перчат начинку.
И сами ели бианси, и кормили сэвэнов, олицетворяющих хозяина тайги, на родовом охотничьем угодье. Обязательно подносили рисовую водку, кланялись не менее трех раз и просили удачи на охоте. Новый год у нанайцев не был разгульным, он, скорее, был сакральным.
На охоту все мужчины уходили в тайгу, в том числе и дети. В шесть лет мальчик уже многое умел. Мужчиной же мальчик становился лишь тогда, когда он добывал медведя. Только после этого ему разрешалось жениться.
Пока мужчины были на охоте, женщины в стойбище приглашали шамана. Варили рябчика, выпивали рисовой водки из серебряных рюмочек «почи» и устраивали особые «хороводы» — просили у духов мужчинам удачи, а себе здоровья.
Кстати, Новых годов у нанайцев было два. На зимнее солнцестояние — мужской, на летнее солнцестояние — женский Новый год, после которого на Амуре начиналась путина. Что касается китайского лунного Нового года, так у нанайцев на этот праздник не было времени. Сезон охоты был в разгаре. Да и редко, кто был буддистом. Свои духи были сильные.