Posted 17 ноября 2022, 09:56
Published 17 ноября 2022, 09:56
Modified 17 ноября 2022, 10:15
Updated 17 ноября 2022, 10:15
Потребность в крове является одной из базовых для человека. И хотя мы уже несколько десятилетий продолжаем снижать общую рождаемость по стране, количество новых людей пока еще превосходит наличие достаточных площадей для нашего комфортного расселения по отдельным ячейкам общества.
Бесплатные квартиры своим гражданам государство перестало массово выдавать одновременно с его стремительным прыжком из социализма в капитализм, и с тех пор каждый сам выбирает посильную возможность отселения из родового гнезда во взрослую жизнь. Выбор небольшой — многолетняя ипотечная кабала или ежемесячный дамоклов меч арендной платы. Любимых внуков выручает традиция наследования жилья от предков. Но сегодня поговорим о том, что стоит денег, каких и почему.
— Цены на недвижимость в России меняются в зависимости от мировых финансовых потрясений. Многолетние исследования это подтверждают и дают возможность прогнозировать будущее, но только до следующего кризиса, — рассказывает Антон Дергунов, опытный хабаровский риелтор.
По его данным, за последние девять месяцев цены на хабаровскую недвижимость снизились где-то на пять, а где-то и на 30 процентов. Каждый случай индивидуален, но есть общая тенденция. Собственники более доступных (если такое слово вообще применимо к недвижимости) малогабаритных квартир без претензий по расположению и отделке держатся изначальных позиций, уступая едва ли 5-10 процентов от желаемой стоимости диктату рынка. Хозяева многокомнатных апартаментов с дизайнерскими изысками в престижных ЖК объявили досрочную «черную пятницу» и скидывают чуть не до трети от стоимости своих хором в до-кризисные годы.
В связи с отъездом
Однокомнатную хрущевку на окраине еще год назад можно было купить за 3.8 млн рублей, в центре — хорошо поискать и найти от 4 млн. Теперь этот разброс — 3-3.8 млн рублей в зависимости от района и ремонта.
Особенно заметно дешевеет земля. Если в начале года сотка стоила 100-250 тысяч рублей, то теперь можно найти участки и по 70-90 тысяч за 0.01 га. Но это нормально для Хабаровского края. Здесь всегда предпочитали соответствующие госстандартам квартиры индивидуальному жилью, которое требует регулярных ресурсов на поддержание строения в порядке в условиях перепада температур.
Риэлтор делится личным мнением о том, что, а вернее, кто повлиял на рынок.
— Многие уезжают за границу из-за известных событий этого года. Как правило, обеспеченные люди, которые могут себе это позволить. Поэтому рынок наполнился элитными квартирами на продажу, которых раньше было немного. Кто спешит от них избавиться, делают большую скидку. Как и на дома. В сентябре мы смотрели с клиентом коттедж в тихом районе Хабаровска за 30 млн рублей. Теперь за него просят уже 26 млн, но никто не берет, — рассказал Антон Дергунов.
При этом цены на аренду не изменились. В риэлторских кругах запросы от вынужденных переселенцев скорее редкость, и это те, кто имеет достаточно средств отказаться от предоставляемого государством социального жилья в пользу личного комфорта за собственный счет.
Однокомнатные квартиры в центре снимают по-прежнему от 25 тысяч рублей в месяц. За ухоженные и просторные, появившиеся на рынке с отъездом хозяев, просят 100-150 тысяч, но никто толком не берет. Есть подозрения, что и владельцам этот пассивный доход в чужих краях погоду не сделает, так что они умерять запросы не спешат.
Что же касается новостроек, то квадратный метр по прежнему зависит от стадии его превращения из котлована в многоэтажку. То, что продается еще существующим только в проектной документации за 90 тыс. руб./кв. м, вместе с ключами от квартиры обходится уже в 150 тыс. на окраинах, еще на треть дороже — в центре Хабаровска.
Хотя в целом рынок сейчас полон предложениями, спрос несколько спал. Особенно на по-настоящему дорогое жилье. Относительно доступное тоже приобретают сегодня чуть меньше, чем прежде. Но в общей выборке продавцы пока не готовы на крупные скидки.
Стало как было
Возможно, об этом помнит уже не каждый россиянин, но стоимость жилья в стране, где национальной денежной единицей уже 700 лет является исключительно рубль, с самого образования суверенной федерации на обломках советской империи считалась в свободно конвертируемой валюте. Той самой «грязной зеленой бумажке», которая из бытового оборота некоторое время назад была изъята законодательно.
Но если перевести и тогдашние, и нынешние цены на хабаровскую недвижимость из рублей в доллары по актуальному для каждого периода курсу, цифра останется почти одинаковой за последние четверть века.
— В 2010 году однокомнатная хрущевка стоила 2.5 млн рублей. К году 2015-му доросла до 4 млн. Далее цены пошли на спад, но в 2020 году вернулись к тем же 4 млн. Только это стали уже совсем другие деньги. Примерно как 2.5 млн в 2010 году. Если считать в долларах, как это негласно продолжается — были квартиры по 70 тысяч, стали по 60, разница незначительная. Дальше рублевые цены также будут зависеть от курса доллара, а итоговая сумма, скорее всего, останется прежней, — считает Антон Дергунов.
Давать аргументированные советы по распоряжению недвижимыми активами сегодня риелтор не решается. Но уверен — если в дальнейшем жилье и подорожает, то это будут по сути те же деньги, что и сейчас, хоть визуально цифры и будут отличаться, возможно, не на один порядок. Так что если бабушкино наследство сегодня стабильно приносит прибавку к зарплате от арендаторов, то избавляться от него, пока падает ценник на рынке, и наблюдать, как вместе с инфляцией обесцениваются единожды полученные миллионы — путь в никуда.
Кто зачем родился
Поделился эксперт и впечатлениями от своих прошлых и нынешних клиентов. Если сегодня ему регулярно отдают свое жилье на продажу и под сдачу свежие репатрианты с малой родины в зарубежные гастроли без обратного билета, то у бывших дальневосточников, сменивших суровые хабаровские зимы на жаркие краснодарские юга теперь совсем другая гражданская позиция.
Когда с амурских берегов мужчины околопризывного возраста побежали подальше от фронта (в десяти, напомним, тысячах километров отсюда), места в городе стало больше, квартиры дешевле, а обстановка по-прежнему самая мирная, он обзвонил переехавших друзей, сослуживцев и тех, кому помогал продать здесь имущество по долгу профессии (кстати, риелторы еще те психологи!) и предложил вернуться. Мол, места тут тихие, пули не свистят, и всегда есть куда скрыться в бескрайнем море тайги от зоркого военкома.
А ему все и ответили в едином порыве с кубанским задором: «Родину любим, если позовет, защитим!».