Posted 13 декабря 2022, 07:42

Published 13 декабря 2022, 07:42

Modified 13 декабря 2022, 07:52

Updated 13 декабря 2022, 07:52

Медведи обустроились в берлогах на зимнюю спячку в Хабаровском крае

13 декабря 2022, 07:42
13 декабря отмечают День медведя в России. На сегодняшний день популяция медведей в Хабаровском крае насчитывается около 18 тысяч бурых и 3 тысячи гималайских топтыгиных.

Согласно поверьям, характер медведя схож с человеческим: он может быть добродушным и яростным, неуклюжим и внезапным.

Медведи — земное воплощение предков для коренных амурских народов, животное священное, мощное. Иные роды ведут свое происхождение от этого зверя, другие рассказывают про родство. Говорят, что сам хозяин тайги принимает облик трехгорбого медведя.

У нанайцев если юноша в одиночку не мог добыть косолапого, не мог жениться. Для того, чтобы добыть этого зверя нужно быть хорошим и смелым охотником.

Ульчи рассказывают, что как-то огромный медведь сидел около пня, оставшейся от сломанной сильным ветром лиственницы. Из верхушки пня торчала тонкая щепа. Косолапый ритмично бил по ней, и получалась музыка. Это случайно увидели ульчи.

Если уж сам хозяин тайги играет музыку, отчего же и людям не брать с него пример? Когда медведь ушел, отломали от пня тонкие пластины, плотно соединили их и, приложив к губам, подули. Так, говорят, появился первый ульчский хомус — холдэкто кункай. Для него бамбук специально возили аж с Татарского пролива. Железный-то хомус — муханэ позже появился.

Нанайцы, ульчи, удэгэйцы, орочи обращались к медведю как к уважаемому человеку пожилого возраста — мапа, мафа (старик). Эвенки называли медведя амака, амикан, эхэ, эхэк, (дед, старик), медведицу — эбэкэ, эбэчи, (бабушка, старуха). Эвенки почитали медведя как дедушку, брата их прародительницы Дантры.

Медвежий праздник был у нивхов, орочей, ульчей, северных нанайцев. По мнению этнографа Льва Штернберга, религиозное значение медвежьего праздника сводилось к тому, что вскармливание медведя доставляло роду и селению, где он устраивался, безопасность и охрану от злых духов. Вкушение медвежьего мяса означало вкушение «божества» и придавало людям силу. Немаловажным было и то, что ублаготворенная почестями душа убитого медведя самостоятельно и через своего «хозяина», которому она передает дары людей, может благодетельствовать и приносить удачу в жизни и на промыслах.

Напомним, что в прошлом столетии сакральные медвежьи праздники были запрещены советской властью.

Подпишитесь