Posted 21 декабря 2022,, 00:58

Published 21 декабря 2022,, 00:58

Modified 21 декабря 2022,, 01:38

Updated 21 декабря 2022,, 01:38

Петроглиф около села Сикачи-Алян. 12 тысячелетие до н.э.

Нанайский Новый год наступает в Хабаровском крае

21 декабря 2022, 00:58
Фото: Transsibinfo.com
Петроглиф около села Сикачи-Алян. 12 тысячелетие до н.э.
С зимнего солнцестояния начитается череда новогодних праздников в регионе. Впереди обычный, китайский, бурятский, нивхский, эвенский. Последнее празднование Нового года пройдет в день летнего солнцестояния.

С зимнего солнцестояния раньше начинался сезон охоты у нанайцев. Это мужской новый год. Второй — женский приходился на день летнего солнцестояния, после которого начиналась путина. Почему женский?  Потому что основная нагрузка ложилась на плечи женщин. Мало выловить кету, ее еще нужно обработать, напластовать, а затем навялить юколы.

После зимнего Нового года основная нагрузка традиционно ложилась на мужчин. Хотя и среди женщин, говорят, было немало охотниц, которые по меткости не  уступали  сильной половине.

Праздновали Новый год тихо, неразгульно. Женщины на свое половине, мужчины на своей.

Главное блюдо на новогоднем столе — нанайские пельмени бианси, похожие по форме на полумесяц.  Раньше тесто было рисовым. По великому собольему пути охотники ходили в Китай и там обменивали шкурки на рисовую водку, украшения, нитки и ткани для любимых жен и дочерей, а так же рисовую муку. Нанайцы-то рис не выращивали.

Начинка была из рыбы. Ее мелко-мелко рубили, оттого она была сочной, а потом в фарш кидали дикие лук и перец, а так же главную дальневосточную пряность — черемшу. Раньше сушили, а теперь ее  солят или замораживают в морозилках.

Сегодня нанайцы для фарша рыбу прокручивают через мясорубку, а для сочности добавляют капусту, солят и перчат начинку.

И сами ели бианси, и кормили сэвэнов, олицетворяющих хозяина тайги, на родовом охотничьем угодье. Обязательно подносили рисовую водку, кланялись не менее трех раз и просили удачи на охоте.

На охоту все мужчины уходили в тайгу, в том числе и дети. В шесть лет мальчик уже многое умел. Мужчиной же мальчик становился лишь тогда, когда он добывал медведя. Только после этого ему разрешалось жениться.

Пока мужчины были на охоте, женщины в стойбище приглашали шамана. Варили рябчика, выпивали рисовой водки из серебряных рюмочек «почи» и устраивали особые «хороводы» — просили у духов мужчинам удачи, а себе здоровья

"