Posted 26 декабря 2022, 08:32
Published 26 декабря 2022, 08:32
Modified 1 октября, 11:59
Updated 1 октября, 11:59
Много-много много лет назад летел дракон, долго летел, устал. Около реки Хуин, которую русские называют «Девятка», прилег отдохнуть и уснул. Его священная голова смотрит на село Кондон, одно из самых древних селений в Хабаровском крае. Нанайцы чтят дракона и по сей день проводят обряды — кормят Кайласу.
Кондон — село уникальное. Именно там нашли самую древнюю в мире блесну и керамический бюст «Амурской Нефертити», которой больше четырех с половиной тысячи лет.
Жизнь там кипела издавна. Почему-то принято считать возраст нанайских национальных сел по дате первого упоминания в русских источниках. В 2021-м году кондонцы отметили 370-летний юбилей первого упоминания. Большой праздник устроили. Даже спектакль поставили по мотивам нанайских сказок.
Род императоров Золотой империи
Предки Самогиров были «бая», что в переводе с нанайского языка значит «богаче всех, очень богаты».
— Наши прадеды тратили золотых монет столько, сколько хотели, носили императорские одежды: мантии из горностая, шубы только из лапок соболя. Могли позволить на завтрак блюдо из одних язычков снегиря. Род Самар жил в свое удовольствие, — рассказывают кондонцы.
Строго соблюдали закон тайги, закон природы. Они устраивали Медвежьи Праздники, где всех, в первую очередь бедных, кормили досыта.
Часть горинских нанйцев пришла с Забайкалья, часть с реки Кур, часть с Амгуни, часть была местными, потомками создателей первой в мире блесны.
Род Самагиров считается шаманским. «Саман» значит «шаман», а «гир» — «род»
Всем миром
Поддержать Самаров перед началом спектакля собрались и представители этого народа — и с Нанайского района, и с Хабаровска. Это редкое событие — гастроли горинских артистов. На Амуре-то все родственники, вот и собрались по-родственному. Оттого и атмосфера была такая, словно родные люди после долгой разлуки съехались.
Перед показом спектакля организовали мастерицы из Нанайского района и из Хабаровска мастер-класс, рядом — выставка диковинных национальных самарских халатов. Отличается он от других нанайских орнаментов и строгостью, и тонкостью орнамента.
Говорящие эти узоры, словно диковинную историю рассказывающие, только стоит присмотреться, не торопиться, поддаться этому узорочью, этой ритмике и сочетанию цветов. Каждый изгиб, словно иероглиф, имеет тайный смысл. Как на Сикачи-Аляне базальтовые камни не каждому показывают древние петроглифы, так и здесь не каждый способен понять этот один из главных амурских культурных кодов, прикоснуться к нанайской душе.
Хлебосольные нанайцы такие, что сами с голоду будут умирать, а гостей накормят. Во время Великой Отечественной Войны недоедали, как и все в СССР, обувь из рыбьей кожи ели, а во время путины на фронт отправляли всю рыбу на фронт. Тогда Амур не чета сегодняшнему был, чистый, кета, горбуша да осетровые в изобилии водились.
Для премьерного показа хозяюшки постаралаись, наготовили. Тут тебе и картофельная тола — дудуэсэ талани, и лечебная бода — своего роды рисовый кисель с красной икрой, и нанайская халва — такса, и рыбные пельмени формой на слиток серебра похожие — бианси, и нанайская лепешка — сулима. Кусочек съешь такой лепешки — и уже сыт. У плохих-то людей еда — что яд, а здесь словно все душой согретое — вкуснотище!
— Охотникам ту нужно брать с собой кучу еды, в взяли таксу — и хорошо, места занимает немного! Пробежались в тайге за зверем, остановились отдохнуть на зимовище, поели. Правда, таксу нужно приправить рыбьим жиром, ягодой голубикой или клюквой, чтобы вкуснее было, — рассказала Светлана Ходжер.
Готовят таксу долго, до двух дней вываривают рыбу до состояния халвы.
— Если вы увидели блюдо, вы его захотели попробовать, и не получилось, то вы можете заболеть. По-нанайски эта болезнь называется хуни. Серьезно можно заболеть. Наши бабушки говорили, что когда вам предлагают, обязательно нужно хоть чуть-чуть да попробовать.
Спектакль
Постановку по мотивам произведений устного народного творчества гэринских нанайцев посвятили юбилею села Кондон. В спектакле ожили храбрый Мэргэн, железная птица Кори, великан-людоед и его красавица дочка, прекрасные небесные девушки, грозная Царица серебряных соболей. Конечно, мир, любовь и добро победило зло.
В постановке были задействованы 35 актеров и танцоров, в том числе участники народного хореографического ансамбля «Кэку» и фольклорного коллектива «Гэрин». В спектакле играют жители села Кондон — учителя местной школы и работники детского сада.
Перед представлением суета сует.
— Есть такое мнение, что из всех нанайцев Самары — самые воинственные.
— Я бы не сказала, — чуть обиделась Любовь Самар, автор инсценировки «Храбрый Мэрген». А потом смягчилась. — Самары — нет. Считается, что самый воинственный род Бельды. Хотя, все нанайцы воинственные, главное, нас не трогать. Сами же первыми мы никогда нападать не будем.
На сцене творилось настоящее волшебство. Во-первых, пусть и слегка наивно, но это было предельно искренне, что сегодня крайне важно и востребовано. Все сказки слегка наивны. Их задача не отобразить реальность, а показать душу и мудрость народа, а где-то даже и лукавство. Как же без этого?
Во-вторых, это было потрясающе красиво. Гибкие горинские красавицы, невероятные костюмы- не стилизованные, а настоящие с вязью амурских завитков.
В третьих, со сцены звучала родная речь, а точнее, фразы. Они слушались как шаманское заклинание.
По–амурски размеренное, несуетливое действо закружило, как водоворот. Зрители дыхание начали затаивать, прислушиваясь к каждому слову. Герои говорили в основном по-русски, а нет-нет, вдруг речным жемчугом — нанайские фразы. При этом все было понятно, не это ли чудо театра?
В день показа спектакля в Хабаровске был снег, дул холодный ветер. Кондонцы шутили, что они привезли с севера зиму. Неправда. Горинские нанайцы привезли с собой сердце и подарили его хабаровчанам. А оно огромное и жаркое, как солнце.
Кстати, идея показа в городе Хабаровске театрализованного спектакля «Храбрый мэргэн» родилась во время празднования 370-летия села Кондон и исходила от Любови Дигор, председателя правления Солнечного районного отделения региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края», которой очень хотелось поделиться творческими успехам кондонцев и порадовать жителей края. Инициативу поддержала Любовь Одзял, президент РОО «АКМНС Хабаровского края»