Posted 26 декабря 2022, 08:32

Published 26 декабря 2022, 08:32

Modified 26 декабря 2022, 09:00

Updated 26 декабря 2022, 09:00

Лучшие хабаровские спектакли 2022-го года: «Храбрый Мэрген»

26 декабря 2022, 08:32
Фото: Transsibinfo.com
Храбрый Мэрген
Этот спектакль основан на мифах и сказках горинских нанайцев. Он был представлен в Хабаровске весной этого года. В постановке были задействованы 35 актеров и танцоров, в том числе участники хореографического ансамбля «Кэку» и фольклорного коллектива «Гэрин» из села Кондон Солнечного района.

Много-много много лет назад летел дракон, долго летел, устал. Около реки Хуин, которую русские называют «Девятка» прилег отдохнуть и уснул. Его священная голова смотрит на село Кондон, одного из самых древних сел в Хабаровском крае. Нанайцы чтят дракона и по сей день проводят обряды — кормят Кайласу.

Кондон — село древнее, уникальное. Именно  там нашли самую древнюю в мире блесну и керамический бюст «Амурской Нефертити», которой больше четырех с половиной тысячи лет.

Жизнь там кипела издавна, даже лихоимец и вор Ерофей Хабаров, приходивший на берега Амура грабить и убивать местных жителей, писал якутскому воеводе в феврале 1651 года, что по берегам большого озера Эворон, где рыбы видимо-невидимо, проживает большое племя шамагиров.  Они —  род Самагиров до сих пор живут на своей земле, хранят мифы и сказки своих предков.

Почему-то принято считать возраст нанайских национальных сел по дате первого упоминания в русских источниках. В пролом году кондонцы отметили 370-летний юбилей юбилей этого первого упоминания. Большой праздник устроили. Даже спектакль поставили по мотивам нанайских сказак.

Что касается «Амурской Нефертити», то в Кондоне до сих пор рождаются девочки, похожие на знаменитую керамическую статуэтку. Жаль, что она хранится не в местном музее, а пылится в Новосибирске. Расстояние от Хабаровского края будет поболее, чем от Египта до Лондона. Египтянам дешевле будет добраться, чтобы посмотреть на артефакты своих предков. Слава Богу, что сикачи-алянские базальтовые камни с петроглифами оставили на месте.

нанайский узор
Фото: Transsibinfo.com

Род императоров Золотой империи

Предки Самогиров были были «бая», что в переводе с нанайского языка значит «богаче всех, очень богаты».

— Наши предки тратили золотых монет столько, сколько хотели, носили императорские одежды: мантии из горностая, шубы только из лапок соболя. Могли позволить на завтрак блюдо из одних язычков снегиря. Род Самар жил в свое удовольствие, — рассказывают кондонцы.

Строго соблюдали закон тайги, закон природы. Они устраивали Медвежьи Праздники, где всех, в первую очередь бедных,  кормили до сыта. 

Часть горинских нанйцев  пришла с Забайкалья, часть с реки Кур, часть с Амгуни, часть была местными, потомками создателей первой в мире блесны.

Род самагиров считается шаманским. «Саман» значит  «шаман», а «гир»  — «род»

нанайский узор
Фото: Transsibinfo.com

 Всем миром

Поддержать Самаров перед началом спектакля собрались и представители этого народа и с Нанайского района, и  с Хабаровска.  Это редкое событие для народов, для которых Хабаровский край — историческая Родина, гастроли горинских артистов. На Амуре-то все родственники, вот и собрались по-родственному. Оттого и атмосфера была такая, словно родные люди после долгой разлуки собрались.

Перед показом спектакля организовали мастерицы из Нанайского района и из Хабаровска мастер-класс, рядом — выставка диковинных национальных самарских халатов. Отличается он от других нанайских орнаментов и строгостью, и тонкостью. Говорящие эти узоры, словно диковинную историю рассказывающие, только стоит присмотреться, не торопиться, поддаться этому узорочью, этой ритмике и сочетанью красок. Каждый изгиб, словно иероглиф, имеет тайный смысл. Как на Сикачи-Аляне базальтовые камни не каждому показывают петроглифы, так и здесь не каждый способен понять этот один из главных амурских культурных кодов, прикоснуться к нанайской душе.

Хлебосольные нанайцы такие, что сами с голоду будут умирать, а гостей накормят. В Великую Отечественную Войну голодали, как и все в СССР, обувь из рыбьей кожи ели, во время путины на фронт отправляли всю рыбу — все для фронта, все для Победы. Тогда Амур не чета сегодняшнему был, чистый, кета, горбуша да осетровые в изобилии были.

нанайская кухня
Фото: Transsibinfo.com


Для премьерного показа хозяюшки постаралаись, наготовили. Тут тебе и картофельная тола —  дудуэсэ талани, и лечебная бода — своего роды рыбий кисель с  красной икрой, и  нанайская халва — такса, и рыбные пельмени формой на слиток серебра похожие — бианси, и нанайская лепешка — сулима. Кусочек съешь такой лепешки — и уже сыт. У плохих-то людей еда не в прок идет, а здесь словно все душой согретое — вкуснотище!

— Охотникам ту нужно брать с собой кучу еды, в взяли таксу- и хорошо, места занимает немного! Пробежались в тайге за зверем, остановились отдохнуть на зимовище, поели. Правда, таксу нужно приправить рыбьим жиром, ягодой голубикой или клюквой, чтобы вкуснее было, — рассказала Светлана Ходжер, а по мужу — Оненко.

Готовят таксу долго, до двух дней вываривают рыбу до состояния халвы. 

— Если вы увидели блюдо, вы его захотели попробовать, и не получилось, то вы можете заболеть. По-нанайски эта болезнь называется хуни. Серьезно можно заболеть. Наши бабушки говорили, что когда вам предлагают, обязательно нужно хоть чуть-чуть да попробовать.
злая шаманка
Фото: Transsibinfo.com

Спектакль

Постановку по мотивам произведений устного народного творчества гэринских нанайцев посвятили юбилею села Кондон. В спектакле ожили храбрый Мэргэн, железная птица Кори, великан-людоед и его красавица дочка, прекрасные небесные девушки, грозная Царица серебряных соболей. Конечно, мир, любовь и добро победило зло.

В постановке были задействованы 35 актеров и танцоров, в том числе участники народного хореографического ансамбля «Кэку» и фольклорного коллектива «Гэрин». В спектакле играют жители села Кондон — учителя местной школы и работники детского сада.

Перед представлением суета сует.

— Есть такое мнение, что из всех нанайцев Самары — самые воинственные.
— Я бы не сказала,  — чуть обиделась Любовь Самар, автор инсценировки «Храбрый Мэрген».А потом смягчилась. — Самары — нет. Считается, что самый воинственный род Бельды. Хотя…все нанайцы воинственные, главное, нас не трогать. Сами же первыми никогда нападать не будут.

Инсценировка написана по мотивам трех сказок горинских нанайев.

На сцене творилось настоящее волшебство. Во-первых, пусть и слегка наивно, но предельно искренне, что сегодня крайне важно и востребовано. Все сказки слегка наивны. Их задача не отобразить  реальность, а показать душу и мудрость народа, а где-то даже и лукавство. Как же без этого?  Во-вторых, это  было потрясающе красиво. Гибкие горинские красавицы, невероятные костюмы-  не стилизованные, а настоящие с вязью амурских завитков. В третьих, со сцены звучала родная речь, а точнее, фразы. Они слушались как шаманское заклинание.

нанайская красавица

 

По–нанайски размеренное, несуетливое действо закружило, как водоворот, а зрители и не заметили. И вот уже дыхание начали затаивать, прислушиваясь к каждому слову, а нанайские фразы даже казались понятными, не это ли чудо театра?

В день показа спектакля в Хабаровске был снег, дул холодный ветер. Кондонцы шутили, что привезли с  севера зиму. Неправда. Горинские нанайцы привезли с собой сердце и подарили его хабаровчанам. А оно огромное и жаркое, как солнце.

Кстати, идея показа в городе Хабаровске театрализованного спектакля «Храбрый мэргэн» родилась во время празднования 370-летия села Кондон и исходила от Любови  Дигор, председателя правления Солнечного районного отделения региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных  народов Севера Хабаровского края», которой очень хотелось поделиться творческими успехам кондонцев и порадовать жителей края. Инициативу поддержала Любовь Одзял, президент РОО «АКМНС Хабаровского края»