Posted 26 декабря 2022,, 01:57

Published 26 декабря 2022,, 01:57

Modified 26 декабря 2022,, 02:11

Updated 26 декабря 2022,, 02:11

Лучшие хабаровские спектакли 2022-го года: ТЮЗ. «Гравитация»

26 декабря 2022, 01:57
Каждая постановка этого театра это, в первую очередь, авторский взгляд на человека. Можно с этим соглашаться, можно нет.

Может быть, это сегодня очень мудро отказаться от слова, которое сегодня изнасиловали разного рода агитками, враньем, льющимся отовсюду, вплоть до утюгов. Ложь приобрела тотальность.  Она как коронавирус. Кто-то отделывается легким насморком, а кто-то погибает. Но самое страшное, что, как и ковид, ложь меняет нас, обесценивая главное, что есть на этом свете, — человеческую жизнь.

А вот тело врать не умеет.  Пока еще не научилось или не научили. Оно выдает самое сокровенное. Главное, научиться читать эти телесные послания, эти иероглифы.

Каждая постановка Хабаровского ТЮЗа — это, в первую очередь, свой авторский взгляд на человека. Можно с этим соглашаться, можно нет. Как и при  создании всякого настоящего объекта искусства, тюзовцы, видимо, не преследуют удовлетворить зрителей, подтвердив их взгляд, их мысли, их мнения, а познакомить с другой точкой зрения. Иной. Даже детские спектакли многослойные, провоцирующие размышления. «Театр для умного зрителя» — этот слоган  ТЮЗа как никогда сегодня актуален.

Гравитация

Так называется новый спектакль, поставленный режиссером Виталием Фёдоровым в соавторстве с Викторией Комбаровой, известным хабаровским хореографом. В афише написано, что эта постановка пластическая.

Это было красиво, эстетично. С одной стороны уникальное, предельное по своей откровенности  ТЮЗовское актерское существование, где не играют, не актерствуют, не представляют, а живут на сцене, максимально органично, а другой стороны талант Виктории Комбаровой, умеющей почти бытовые движения сделать объектом искусства.

Это было завораживающе. Ткань спектакля напоминала змею, тихо ползущую в траве. Это в этом «перетекании» массовых сцен в сольные номера, а потом обратно, ощущался тот Космос, который пугает своей холодной непонятностью, и в тот же момент дарующий чуть ли не наслаждение от ощущения, что ты, самый рядовой зритель, частичка его, живущий по его законам, готовый раствориться среди биллионов звезд, планет. Этот гипнотический пластический иероглиф не хотелось разгадывать, хотелось ощущать — телом, душой, мозгом. Им хотелось дышать, впитывать его каждой клеткой.

В какой-то момент параллельно с этим действом где-то в глубине души начинала рождаться своя личная история, спровоцированная этим спектаклем. Не в этом ли главная задача искусства — сделать зрителя соучастником художественного «преступления»? И в этом «Гравитацию» роднит с народными мистериями, где каждый и создатель, и режиссер, и зритель.

В этом единении душ, тел и мыслей нет ни добра, ни зла. Есть просто единение, просто природа, просто живое сущее, параллельное нашим страстям и гордыням. Не в этом ли скрывается Бог?

Режиссеры

Сначала название спектакля писалось через «i» — «Гравiтация».

— А потом мы «i» убрали в названии. А вы как бы этот спектакль назвали?

— Просто — «Люди».

— Эпизодов в спектакле во время постановочного периода было много. Мы не успели их включить в спектакль. Что касается актерства, то мы его убирали.

— Что в этом случае означает «актерство»?

— Руку на сцене поднимаешь, и этот жест становится пафосно-многозначительным. Во время репетиций мы учились просто поднимать руки, двигаться, поворачиваться без «геройства», чтобы не было никакого «соцреализма».  Сверху свет, ты смотришь туда — и все, это героическая поза.  Мы пресекали на репетициях этот метод «скульптур». В спектаклях много актерской импровизации, нет четкого зафиксированного рисунка.  Все контакты, все перетекания — спонтанны.

То, что в Хабаровском ТЮЗе появилась Виктория Комбарова — вполне закономерно. Ее хореографические работы театральны, а танцоры — невероятно органичны, неважно, взрослые это или дети. Они танцуют, как дышат и в этом выгодно отличаются от своих коллег из других коллективов, где порой кажется, что не танцуют, а занимаются физкультурой в ярких костюмах.

— У меня второй образование — режиссерское. Оно в любом случае дает о себе знать, — говорит Виктория Комбарова.

Идея сделать совместную постановку, появилась в Виталия, когда он впервые увидел номера студии «Мираж».

— Для меня работы Виктории — космос. Мне захотелось и самому так научиться, я так не умею. Я несколько лет к ней приставал

— А она в ответ: «Зачем вы мне нужны?» И в какой-то момент просто сломалась. Вика очень талантливый человек. У нее есть способность видеть главное и не мешать.

Если говорить о жанре, то, по словам Виктории Комбаровой, это спектакль «современного движения тела».

За два месяца, столько длился постановочный период, создатели действа считают, что не смогли достичь тех целей, что ставили. И эту работу они собираются продолжать, как минимум, год.

— За два месяца наши тела настолько изменились! Я слушать тело стал, — поделился Виталий Федоров.

Это удивительный пластический театр, который следует посетить, если он появится в  ТЮЗовской афише, хотя бы потому, что режиссеры невероятно даровиты, а актерский ансамбль, пожалуй, лучший на Дальнем Востоке.

"