Posted 28 декабря 2022, 22:30

Published 28 декабря 2022, 22:30

Modified 28 декабря 2022, 22:30

Updated 28 декабря 2022, 22:30

Лучшие хабаровские спектакли 2022-го года: Театр Драмы. Кто убил Джо

28 декабря 2022, 22:30
Это с одной стороны детектив, с другой стороны комедия. Спектакль «Кто убил Джо» хабаровчане первыми поставили в России, поэтому честно ее можно считать общероссийской премьерой.

Все эскизы декораций и костюмов к спектаклю создала известная в Хабаровске художница города Юлия Громова. Это она придумала красивую инсталляцию из книг под потолком и повесить на сцену картину Энди Уорхола с разноцветной Мерлин Монро.

Эта постановка, как напоминание о французском кино. В наше время это как глоток чистой экологичности с понятными реакциями, с хитрым сюжетом и нашими актерами  большим сердцем. А разве иное оно может быть у русских, даже когда они играют пьесу зарубежного автора?

Пока Голливуд  долгое время задает стандарты для мирового кинематографа, французские режиссеры умудряются  снимать кино по своим правилам и при этом преуспевать. Кино, которые снимают французы, сочетается и искрометные шутки, и немного грусти.

Французские комедии, полные юмора, гэгов и трюков, но никогда не теряющие глубины, серьезности и даже трагизма, оттого такие живые, такие настоящие, Они изысканы, как французская кухня

— Ах, я снова хочу в Париж!

— А вы были в Париже?

— Нет, я снова хочу!

Эта советская шутка вновь актуальна, как и востребованы такие спектакли, словно создающие параллельную реальность, где всегда добро побеждает зло, но делает это все легко и искрометно. «Поделом!» — говорит внутренний голос в финале. И тело готово пуститься в пляс, а точнее, готово запрокидывать ноги, как в канкане, если есть место для танца  и если ранее выпито нечто булькающее и шипящее в театральном буфете.

— Это классика жанра комедии — пьеса драматурга Клада Манье. Я зацепился за эту пьесу из-за моей давнишней любви к французскому кино. Это фильмы с участием Пьера Ришара, Луи де Фюнеса, Жана Марэ, — рассказал Сергей Листопадов, режиссер спектакля. Природа существования артистов весьма своеобразная, и в ней есть определенный шарм. Как говорил мой педагог, русский человек может оголить свою душу на сцене, но раздеваться до гола не будет, а французы наоборот — они могут раздеться на сцене, но в психологии они копаться не будут.

Сменилось несколько поколений, поменялись ориентиры, но тем не менее, французская легкость и способность просто относиться  с сложным перипетиям — в этом есть свой шарм, и мне захотелось это сделать на сцене.

Главное — не мешать актерам, считает Сергей Листопадов.

— Режиссер должен обличить в форму и дать возможность  реализовать потенциал артистов.

Пожалуй, стоит отметить работу в этой криминальной комедии Сергея Краснова, сыгравшего писателя и драматурга Антуан Бризбар.  В этой роли актер раскрылся как комик. При этом придав ткани постановки немного лиричности, свойственную французским пьесам.

— У нас театр краевой, и каждый жанр интересен и любопытен. Хороший артист должен себя  проявить в разных театральных направлениях.

— Какая роль лучше — комедийная, характерная или героя-любовника?

— Любить нужно каждую роль. Все зависит от внутреннего настроения. У меня нет каких-либо конкретных предпочтений, я не отношу себя к артистам больше драматическим, нежели комическим. Однозначно я никогда не смогу на этот вопрос ответить. Сегодня, например, настроение у меня такое, что мне хочется играть в комедии и получать от этого удовольствие, а срез неделю, допустим, захочется погрузиться в драму, а  то и в трагедию, попереживать и эти переживания донести до зрителя. Мне комфортно и там и там.

Пред премьерой были некоторые опасения. И дело не в способе существования, а в том, что у меня главная роль, и мне нужно вести сцены. Был фильм снят по этой пьесе, где главную роль сыграл Луи де Финес. Я сознательно не смотрел этот фильм до премьеры. Но когда я репетировал, думал о том, как бы этот великий актер сыграл. Конечно, в итоге сублимация этого и личных переживаний получилась.

Режиссер Сергей Листопадов волновался перед премьерой

— У меня была внутренняя уверенность, что актеры справятся. У меня было другое волнение —  как отреагирует зритель. Было непонятно, как воспримут люди аллюзии на французские комедии.

Хотя, если касаться вкусовщины в хорошем смысле этого слова, именно французские комедии мощнее американских. Когда я смотрю французскую комедия, я знаю, что там всегда будет какой-нибудь стиль, удовлетворяющий меня эстетически.

Все получилось. Публика после спектакля аплодировала стоя, а хабаровчане просто так  не устраивают овации. Значит,  соскучились зрители по легкости  и немного грусти французских комедий, тем более, в этом спектакле вполне органично соединились парижская раскованность и большое русское сердце.

Кстати, пьеса Клада Манье — своего рода римейк американского фильма «The Gazebo»  была экранизирована в 1971-м году. Главную роль сыграл легендарный Луи де Фюнес. В бывшем СССР этот фильм был почти неизвестен.

Пьесу перевели на русский язык в 2020 году,  благодаря агентствам «Независимый театральный проект» и «Bureau Litteraire International».

Подпишитесь