Posted 10 февраля 2023,, 06:15

Published 10 февраля 2023,, 06:15

Modified 10 февраля 2023,, 06:17

Updated 10 февраля 2023,, 06:17

коронавирус

Как якутские бизнесмены наживались на тех, кому нечем дышать

10 февраля 2023, 06:15
Фото: 1MI
коронавирус
На Дальнем Востоке кислород в промышленных масштабах производится в Хабаровске. Цистерны с медицинским газом с начала пандемии отправлялись в Якутию, но республика нашла возможность избавиться от кислородной зависимости.

Кислород оптом

В пандемийное время продажи кислорода стали своего рода «золотой лихорадкой» для бизнеса. Спрос огромный. Якутские власти под поставки кислорода выделяли необходимые средства. Деньги были большими. Транши распределялись компаниям, за которыми стояли известные в узких кругах предприниматели.

Деньги на счета поступали исправно, а кислород в Якутию нет. Постоянно была угроза, что кислород однажды закончится. Это привело к тому, что как-то руководство Якутской республиканской клинической больницы закупило вместо медицинского кислорода технический, тот самый который используется при сварке.

Экс- министру якутского здравоохранения Елене Борисове тогда пришлось рассказывать представителям СМИ, что технический ничем не хуже медицинского кислорода, и практика использования его в Российской Федерации есть.

В России действует ГОСТ 5583-78, принятый в 1978 году, который описывает технические параметры медицинского кислорода. Согласно нему медицинским кислородом называется газ, в котором объемная доля кислорода составляет не менее 99,5%. Согласно ГОСТу медицинский кислород и другие дыхательные газы требуют проверки качества. Несколько баллонов из каждой партии отдаются на анализ в лабораторию. Кислород может поступать в больницу только после подтверждения его качества. 

Угроза дефицита кислорода привела к тому, что регион закупал любые партии по баснословным ценам для того, чтобы обеспечить больницы республики, а, значит, и жизнь граждан. На это уходило около половины миллиарда рублей ежегодно.

Бесплатный кислород всем и каждому

Два года назад власти нашли решение проблему. Для пяти главных медицинских учреждений были приобретены восемнадцать станций, которые производят медицинский кислород из атмосферного воздуха за 620 миллионов рублей.

Называется такая станция — медицинский концентратор кислорода. Это уникальное медицинское оборудование. Комплектация концентратора дает возможность эксплуатировать его в летнее и зимнее время, а его производительность составляет более 1000 литров газообразного кислорода в минуту.

Республике такое приобретение выгодно, а вот дельцы, которые зарабатывали на поставках кислорода, остались не у дел. В итоге якутское правительство заключило контракт на поставку кислорода только с одной фирмой, опередившей в конкурсе компанию «Эвелин». Условия последней как-то странно совпадали по сумме с предложением другой компании АО «Четыре стихии». Кстати, они и обсуживали одних и тех же контрагентов.

При этом «Эвелина» в отличие от конкурентов, не обращалась к хабаровскому производителю за информацией, и не согласовывала сроки и параметры поставок. Вполне резонно задать вопрос: а как же при этом можно выполнить контракт? 

После того как контракт был заключен с другим поставщиком, «Эвелина» начала обращаться в различные инстанции в том числе правоохранительные органы.

Справочно. В 2019 году «Эвелина» заключила два контракта на 6,5 миллионов, в 2020 пять контрактов на 3,5 миллионов, в 2021 четыре контракта на 1,6 миллиона рублей. Суммы очень скромные. Владеет юрлицом Виктория Яковлева, якутская бизнесвумен, владелица двух компаний и совладелица еще двух.

Якутские СМИ «нарыли», что эта бизнесвумен связана с Михаилом Эверстовым, якутским депутатом, входящим в политический список Форбс. Супруга политика Татьяна Эверстова, занимается развитием регионального кинематографа, как и Яковлева. Последняя даже владеет крупной долей в местной кинокомпании «Ал Лук Студия». 

Продажа воздуха

Обращение «Эвелины» в органы имело последствия. Был задержан заместитель министра здравоохранения Роман Савин. Его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Суд арестовал денежные средства компании «Диомед», поставщика оборудования.

Отметим, что «Диомед» поставил кислородные станции за 620 миллионов рублей В тоже время «Эвелина» предлагала контракт на худших условиях, но за 588 миллионов. Заявленный ущерб по уголовному делу составляет 151 миллион рублей. При исчислении суммы нанесенного ущерба принимались во внимание только названия поставляемых станций, а не их комплектация.

Впрочем, истинные причины происходящего становятся понятны, если принимать во внимание активность вышеупомянутого депутата Михаила Эверстова, который, мог быть причастен к отстаиванию интересов явно знакомой ему компании «Эвелина» и наказанию чиновника, не захотевшего «прогибаться» в пользу местного «авторитета».

"