Posted 27 февраля 2023, 05:35
Published 27 февраля 2023, 05:35
Modified 27 февраля 2023, 06:05
Updated 27 февраля 2023, 06:05
Все родители Советского Союза ухохатывались над эстрадной миниатюрой Аркадия Райкина, где его герой говорил: «Мой отец Сидоров-старший лупил меня, Сидорова-младшего, как сидорову козу», и не прекращали унижать и физически наказывать своих детей.
Лупили по задней части, тягали за уши, давали подзатыльники — с оттяжкой, со всей силы, словно мстя ребенку и за свои детские травмы, за свои детские унижения. «Я тебе породил, я тебя и убью», — эта фраза Тараса Бульбы из одноименного произведения Николая Гоголя чуть ли слоган для родителей — приверженцев всего советского. Называют они это строгостью, деланием человека, неотвратимостью наказания, пытаясь хоть как-то оправдать свою жестокость.
— Мы же выросли хорошими людьми! — уверены граждане.
Советские дети к этому привыкали, считали чуть ли не нормой.
— В ПТУ у нас была учительница по алгебре-геометрии, она могла запросто взять за чуб и пару раз стукнуть лбом о парту. Нам было лет по 15-16, но ни кому не приходило в голову как-то на неё пожаловаться или ответить, это было бы не «по-пацански», — вспоминает один из таких родителей.
Россиянин, буквально вбивая подзатыльниками в голову своего сына основные принципы советско-уголовной субкультуры, приговаривает: «Я же из своего шнурка настоящего мужика делаю!» Сколько их таких, целые династии в России, «настоящих» мужиков.
А женщины что? Около 10% дам вообще лишены материнского инстинкта. Судя по высокому уровню жестокости в обществе, может быть и больше.
Как-то одна хабаровчанка с дочкой решила эмигрировать в Израиль за богатой жизнью и может даже за личным счастьем. Ни богатства, ни личного счастья там не нашлось. Как-то «воспитывала» подзатыльником ребенка, а девочка возьми и расскажи об этом в детском саду. Там любое домашнее насилие, а тем более над ребенком, дело уголовно наказуемое. Пришлось срочно возвращаться в Россию. Здесь своих детей бей — не хочу, оттягивайся!
Легализованного понятия «домашнее насилие» не существует. Однако в 2016 году в Законопроекте № 1 183 390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» предлагалась дефиниция «семейно-бытовое насилие», которое определялось как умышленное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние нарушает права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Этот законопроект был законодателем отклонен.
Во время обсуждения этого законопроекта хабаровчане — поборники «традиционных ценностей», митинговали против принятия этого законотворческого акта.
Может быть, митинговали и до сих пор, если бы не трагический случай. У одной мамаши девочка постоянно кричала — животик болел. Очень сильно раздражало это даму и ее хахаля. В итоге они просто ребенка забили, а трупик отнесли в соседний двор в песочницу. Дескать, лепила песочные куличи и умерла чего-то.
Немного статистики. Подвергаются избиениям со стороны родителей в России порядка 2,5 миллиона детей до 14 лет в год, около 50 тысяч из них убегают из дома, чтобы избежать очередного нападения, около двух тысяч погибают от рук матери или отца.
Что делать?
Насилие в семьях над детьми норма? Традиционная «ценность»? Скрепа? Битие определяет сознание? Может это следствие того, что детей просто не любят — ни матери, ни отцы? Может от этого высокий уровень агрессивности и преступности в обществе? Как еще можно решать эту проблему? А может вообще не решать? Что думают об этом эксперты?
— Подробные ответы на данные вопросы по объему приближаются к диссертациям, ведь проблема битья и унижения детей не только глубокая, но и многогранная. Если обобщить и выделить основную причину такого отношения родителей к своим детям, то это стремление «отыграться» за унижения от своих родителей, — уверен блогер и писатель Максим Матвеев. — Этот порочный круг поколений разорвать трудно, нужно проделать огромную работу над собой, чтобы не только не «мстить» своим детям, но и видеть их личностями едва ли не с рождения и не пытаться подстроить под себя.
Писатель считает, что немалую роль в неумении многих родителей воспитывать своих детей сыграла советская эпоха. Особенно это касается развития творчества и предпринимательских навыков.
— Советская педагогика давала мало свободы самовыражения, требуя слишком много от человека. В этом требование она приближалась к религии и «первородному греху». Если ребёнок не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем, он становился «белой вороной» как для сверстников, так и для своей семьи. И семья стремилась переделать «еретика». С развалом СССР в большинстве бывших советских республик положение почти не изменилось. Десятилетия советской власти и сформировавшихся установок не могли изменить мышление многих граждан, — рассказывает Максим Матвеев. — Проблема воспитания (скорее, его отсутствия) продолжила и даже усугубилась с развалом экономики. Лишь с начала 2000-х начались хоть какие-то изменения, да и то не везде. Как решить данную проблему? Опять же, следует для начала «запустить» те законы, которые у нас уже написаны. Многие из них попросту не работают.
Другая трудность — незнание. Детям не рассказывают, куда им можно (точнее, нужно) обратиться, если их избивают родители, унижают учителя или одноклассники. Дети почти не знают своих прав. Поэтому основное направление предотвращения насилия — просвещение, изучение своих прав и возможностей. Второе направление: изучение основ психологии и педагогики для родителей.
— Дело в том, что в России вообще генетически другой менталитет у подавляющего большинства населения. Это нормально — бить, унижать, нарушать границы личного пространства и т. д. Причём раньше, во времена Российском Империи, это наблюдалось в основном в низших слоях общества и низкого уровня учебных и воспитательных заведениях, но потом, с приходом большевиков, культ насилия, подозрительности, агрессии и абсолютное равнодушие к чужим границам и правам, стал расти, оживляя генетическую память тех, кто всегда этим промышлял, — поясняет Кирилл Хмарский, нейрофизиолог, социолог, специалист в области прикладной психологии. Конечно, это не значит, что все россияне такие.
Кстати, высокий уровень агрессивности вредит интеллектуальному развитию. Сегодня как никогда нужны и интеллект, и креативность. Без них невозможны ни постиндустриальное будущее, ни передовые инновационные фабрики и заводы. Для них нужна любовь и вера, а уж потом условия. Любовь созидательна, а всякое насилие разрушительно.
Материал подготовлен при помощи сайта Pressfeed.ru