Posted 2 марта 2023,, 22:01

Published 2 марта 2023,, 22:01

Modified 2 марта 2023,, 22:03

Updated 2 марта 2023,, 22:03

В главном соборе Хабаровского края началась роспись стен

2 марта 2023, 22:01
На протяжении месяца в алтарной части верхнего храма Спасо-Преображенского кафедрального собора велись подготовительные работы перед началом росписи стен этого величественного сооружения.

Теперь, когда предварительная подготовка завершена, иконописцы приступили к самому главному — росписи.

— Собор у нас очень большой, третий по размеру среди всех храмов России. В связи с этим долго не было возможности, в первую очередь финансовой, начать эту работу. Сейчас, при поддержке Правительства Хабаровского края, этот долгожданный момент наконец настал, — рассказывает клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора иерей Евгений Зябликов.
— Проект росписи главного собора Хабаровска делался мной совместно с дизайнерами и модельерами компании «Благоукраситель», сотрудниками которой все мы являемся, — отмечает Александр Николаевич Чалдин, художественный руководитель московской мастерской «Благоукраситель». — Владыка Артемий постоянно вносит свою лепту в процесс росписи, дает указания, предельно четко следит за нашим трудом. Высота сводов до основания в алтаре — порядка 24 метров. Главная подготовка к росписи храма — это опыт прошлых лет и желание работать, трудиться каждый день во славу Божию. Труд и творчество — самый захватывающий процесс: необходимо составить проекцию всех росписей, сюжетов, композиций в этом величественном соборе, реализовать все в достойном качестве.

На данный момент над росписью собора трудятся 6 иконописцев. В скором времени их число увеличиться до 8 человек, из которых 5 женщин и 3 мужчин.

— У женщин иконописцев есть особая привилегия — нам разрешается во время работы заходить в алтарь — рассказывает иконописец Елена Маллер. — Изначально в алтаре была простая белая стена, которую мы покрыли грунтовкой. Получилась некая прозрачная белая картина. Потом, как по волшебству, начинают проявляться орнаменты, фигуры, медальоны — и все это на твоих глазах. Технология росписи очень сложная и трудоемкая. Сначала мы делаем шаблоны, подгоняем их под стены и только позже начинаем писать красками. Иконопись — это не простая классическая живопись. Здесь нужен совершенно иной, молитвенный подход.

Мастерам предстоит выполнить огромный объем работы по росписи алтарной части верхнего храма кафедрального собора. На сводной части алтаря будут располагаться сюжеты Рождества Пресвятой Богородицы и Введения во храм Божией Матери. На самом большом участке стены на востоке будет располагаться образ Христа Вседержителя с открытым Евангелием и композиция причастия апостолов — сразу за горним местом. На северной и южной стене будет располагаться ряд святителей из 12 человек и пророческий ряд из медальонов. На западной части стены будет располагаться большая композиция — лоно Авраамово, в центре которой изображается Богородица, Ной, Авраам, благоразумный разбойник и ангел. Западная часть стены по большей части будет посвящена ангельской тематике. Внизу расположится образ «Неопалимой купины» — прообраз Божией Матери в Ветхом Завете и Лествица Иакова — сюжет борьбы Иакова с ангелом с изображением лестницы. Над царскими вратами расположится Нерукотворный образ Христа.

— Вся тематика, все цветовые пятна было решено сделать в пастельной гамме, не нагружать композиции темными тонами. Храм большой и очень торжественный. Особым образом хотелось бы подчеркнуть это через роспись, дать ему эту воздушность, подчеркнуть его архитектурное величие, — рассказывает Александр Николаевич. — Церковному искусству в России уже больше тысячи лет. Концепция и проектная часть за это время уже давно выстроена. Многие сюжеты в храмах России повторяются, но есть задел их видоизменения и дополнения, что и реализуется. Тем не менее, мы творим все свои работы в рамках строгих канонов, которые создавались на протяжении веков. Выход за их пределы строго запрещен. За тысячи лет до нас все было сказано. Мы перенимаем традиции старых мастеров, переносим их опыт и жизнь в современный мир.

По словам иконописных мастеров, такой масштабный по объему и знаковый проект компания «Благоукраситель» реализует впервые. Площадь стен всего Спасо-Преображенского собора достигает порядка 6700 квадратных метров. Компания также занималась росписью и других крупных храмов России, таких как: Петропавловский и Камчатский кафедральный собор, Свято-Никольский собор в Донецке, главный храм Вооружннных Сил России, морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте.

— Иконописный труд — это особый вид церковного служения. Эта та ниша, которая не может быть ничем заменена. Когда ты пишешь, то ощущаешь, как прикасаешься к монументальной жизни храма. Ты осознаешь, что твоя работа завтра никуда не исчезнет, не переделается, а останется в веках, — отмечает иконописец Александр Лендов.

Работа по росписи будет вестись на протяжении всего Великого поста, чтобы уже через полтора месяца в верхнем храме кафедрального собора можно было встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

"