Хабаровский театр кукол

В кукольную школу волшебства приглашают хабаровчан

13 июня 2023, 08:50
В Хабаровском театре кукол во время спектакля просят зрителей закрывать глаза.

Спектакли, как письма, бывают разными. Одни холодно-коммерческие, вычисленные, рассчитанные на человеческие слабости. Поржал или поплакал зритель, так, что дюжина носовых дамских платков мокрыми сделались, да постарался забыть после просмотра. Зачем в голове эту холодноту держать, если в душу ничего не запало.

Другие спектакли искренние, согретые душевным теплом. Порой и сюжет — вроде безделица, а потом вспоминаешь, словно с родным человеком повстречался. Такой спектакль «Почтарская сказка» в Хабаровском театре кукол. Он, как лекарство от грубости, прививка от жестокости. Эта сказка Карела Чапека, того самого, кто придумал слово «робот».

сцена из спектакля
Transsibinfo.com

Запахи, шорохи, звуки

Когда телевидение было популярным, и ему верили почти все, а не только как сейчас, самая необразованная и старая часть общества, футуристы мечтали, что по телевизору будут передавать не только движущееся картинки, которые сопровождались бы кратким текстом, но и, например, вкусы и запахи. Этого не случилось. Так и осталось российское телевидение без вкуса и запаха.

Что касается театра, то это дело живое. Зрелищное, конечно. Но и зрелища бывают разными, в которых задействуется максимальное количество чувств, а не только глаза. Перед спектаклем «Почтарская сказка» зрителей попросили смотреть постановку, закрыв глаза, лишь изредка подглядывая за действом.

Особых чудес, сравнимых с голливудскими фэнтези, не было. Да они и не нужны. Сказка-то почтарская, а где вы видели на почте огнедышащих драконов? Конечно, порой встречаются в почтовых отделениях матерящиеся кикиморы и бабы яги, так это не от волшебства, а от свойства характеров и специфики далеко не богатой среднестатистической российской жизни.

Зато были запахи, звуки, шорохи, письма и марки…. Сколько же лет я не держал в руках письмо? Сколько лет я не лизал марку, чтобы приклеить ее к конверту? Сколько лет я не чуял запаха сургуча? Чем он пахнет? Почтой! А еще добрыми письмами, любовными письмами!

Пространство спектакля, которое было перенесено со сцены в холл театра, изначально казалось обжитым, теплым. Может потому, что оно походило на письмо, исписанное беглым мелким почерком.

С этого и началось настоящее, истинное волшебство, оживленное не волей режиссера, а благодаря зрительской фантазии. И в постукивании молоточков, мелких шажках и сопении от усердия читались домовые. Хотя, какие домовые на почте? Там почтарские духи, конечно! А еще почти всамделишные куры, гуси и корова, задевающая хвостом спины зрителей! И роскошный автомобиль Бугатти. В настоящей сказке всякому волшебству хватит места!

Чтобы замечать настоящее волшебство, этому учиться нужно. Этот спектакль Хабаровского театра кукол — настоящая школа волшебства не только для детей, но и для взрослых.

Хабаровский театр кукол
Transsibinfo.com

Главная волшебница

Режиссер спектакля Наталья Пахомова. Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Она работала главным режиссером Государственного театра кукол Республики Карелия, ставит спектакли в России и за рубежом. Продолжает в Московском театре кукол традицию постановок спектаклей для зрителей с ограниченными возможностями, в первую очередь для незрячих маленьких людей.

— Зачем сегодня в такое гаджетовое время, время картинок с поучительными надписями Карел Чапек, такой мудрый, немного грустный, ироничный, тонкий?

— Для создания инклюзивных спектаклей в первую очередь важна хорошая литературная основа. У Чапека заложено то, что можно прочувствовать. Не увидеть глазом, а именно прочувствовать теплоту или колкость письма, движение велосипедного колеса. Сказки Чапека не пустые, они философские, они светлые, там есть широта души. Что двигало почтальоном, который целый год колесил по Чехии в поисках адресата письма? История чужой любви, которая могла рухнуть из-за того, что не было доставлено письмо.

— При этом почтальон — главный герой этой сказки ни секунду не сомневался. Сел на велосипед и поехал.

— Мы живем в очень суетное время. Мы не пишем писем, мы общаемся смайликами, практически не говорим с глазу на глаз. Может поэтому и нет радости встреч с близкими людьми, нет радости от посещения новых мест — маленьких городков и деревушек. У нас нет жертвенности во благо своей профессии. Есть люди по природе актеры, а есть люди по природе железнодорожники. Есть люди по обязанности, а есть по призванию. Этот герой-почтальон по призванию, и поэтому его не пугают трудности. Мне кажется, что важно об этом говорить. И с детьми, и с взрослыми.

— Я, как зритель, все ждал, что появятся перчаточные куклы, и актеры начнут с ними играться. А их все не было. И вдруг до меня дошло, что главные «куклы» — это запахи, звуки, шорохи, ощущения.

— У тех, кто занимается театром кукол сегодня широкий спектр выразительных средств.это и театр объекта, и маски, и фактуры. Например, фактура звука. Способность сочетать фактуры это тоже театр кукол.

— Актеры и режиссеры, работающие для детей, обречены на искренность.

— Для детей ставить спектакли очень страшно. Всегда страшно наврать. Дети тонко чувствую ложь. Честно говоря, расстраиваешься, когда видишь театр типа «Пляши выше, кричи громче!». Маленький человек, который пришел в театр, он тоже и чувствует, и сопереживает. Кукла не может быть где-то около и просто так. Она должна жить по-настоящему.

На премьере были маленькие незрячие хабаровчане.

-Как спектакль?

— Очень красочный, — ответил с восторгом мальчик. — Тут был целый зоопарк — и куры, и утки. И письма раздавали.

сцена из спектакля
Transsibinfo.com

После спектакля

Мама мальчика вскрыла письмо, полученное во время спектакля Внутри листок с выдавленными крапинками — текст, написанный азбукой Брейгеля. Незрячий мальчик стал пальцами «считывать» текст: «Ненаглядная моя Марженка, пышу я тебе». Оказалось, что это именно то письмо, из-за которого почтальон год колесил на велосипеде по Чехии. Так и прочитал мальчик «пышу» вместо «пишу», и улыбнулся. В письме ведь 18 орфографических ошибок, а юный хабаровчанин пусть и маленький, но уже жутко грамотный.

После спектакля особенное настроение. Легкое и немного грустное. Так всегда бывает, когда почувствуешь пусть даже ненадолго счастливым в окружении счастливых людей

Юрий Вязанки

Напомним, что в Хабаровске с 5 по 8 июля пройдёт I Межрегиональный фестиваль театров кукол ДФО. Событие состоится в рамках губернаторского проекта «Дни Санкт-Петербурга в Хабаровском крае».

Инициаторы — хабаровское отделение Союза театральных деятелей России при поддержке регионального правительства. Приурочен фестиваль ко Дню семьи, любви и верности.

Средства — почти 3 млн рублей — выделены в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив. Фестиваль планируется проводить раз в два года.

Спектакль «Почтарская сказка» вошел в фестивальную программу. Хабаровчане смогут его увидеть 7 июля в 12.00 и в 15.00.

#Культура #Хабаровский край #Новости #Хабаровск #Юрий Вязанкин #Фестиваль #Театр
Подпишитесь