Posted 20 июня 2023, 22:30
Published 20 июня 2023, 22:30
Modified 20 июня 2023, 22:30
Updated 20 июня 2023, 22:30
Рыбаки и охотники Приамурья видели мир совсем не так как мы. За явлениями природы, повадками животных, радостными и тревожными событиями стояли верховный бог Боа Эндури и духи, способные как помочь, так и навредить человеку.
Реальность делилась на три мира пронизанных мировым древом, и шаманы путешествовали между ними, а люди вели происхождение своего рода от тигра, медведя и даже дракона.
После зимнего Нового года начинался сезон охоты, а после летнего — путина. Рыбу поймать раньше не проблема была не проблема. Это сегодня почти уничтожены рыбопромышленниками и промышленными браконьерами популяции горбуши и летней кеты в Амуре, а раньше, согласно преданиям, по спинам рыбы можно было переходить Амур на другой берег. А вот заготовить рыбу, так чтобы на весь год хватило, и себе, и собакам — этот тяжкий труд ложился на плечи женщин. Раньше-то передвигались на собачьих упряжках. Чем больше упряжек и жен, тем считался нанаец более богатым, более уважаемым.
Кету не солили, а делали из нее юколу — вялили на солнце, а для этого тушку нужно было распластавать на мелкие пластины.
Новогодние праздники у нанайцев не разгульные, без мородобоев, «дискотек» и засыпаний за столом, уткнувшись в оливье. Женщины на своей половине дома, мужчины — на своей. Пригубят рисового вина немного из маленьких серебряных стопочек, а оно менялась на шкурки соболей в Поднебесной, да поедят, например, бианси — нанайские пельмени с рыбным фаршем формой серебряного китайского слитка.
Главная часть празднования — сакральная, кормление духов огня и воды.
Обращаясь во время новогодних ритуалов к Боа Эндури, нанайцы просили о здоровье и благополучии. И главный ритуал — кормление воды.
Нанайцы преподносили жертвенную пищу духу хозяину дома — дюлину, просили его о помощи в рыбной ловле. Хозяином водной стихии считался дух Тэму. Шли к берегу реки, несли жертвенную пищу — сугдиче, бросали ее в воду со словами: «Гей, Тэму! Получай! тебе даем угощение! И твоей собаке тоже. Помоги хорошо промышлять, не мешай!»
Каждая семья обращалась к Тэму самостоятельно. Для кормления несли жертвенную пищу в особой посуде «нойона»: пшенную кашу, фасоль, корни лекарственных трав.
У самого берега устанавливали столбики со священными стружками. На концах столбиков вырезали личины духов, били им земные поклоны, кашей и фасолью мазали рты личин. Оставшуюся пищу сбрасывали в воду, — так описывала обряд кормления духа воды Екатерина Гаер.
Благодарный дух воды Тэму благодарил за уважение рыбой, берег лодки, и наказывал, тех, кто жил не по-нанайски. Раньше-то жили мирно, дружно, на дверях домов замков не было. Да и нанайских стойбищ по Амуру было видимо-невидимо.