Posted 4 июля 2023, 03:29
Published 4 июля 2023, 03:29
Modified 4 июля 2023, 04:37
Updated 4 июля 2023, 04:37
Квалифицированной медпомощи в будущем будет требоваться все больше, поскольку продолжительность жизни растет — к 2030 году обещают 77,7 лет, а без диагнозов и аптек в этом возрасте живут единицы. Молодежи при этом все меньше — к тому же году доля населения в возрасте 20-39 лет уменьшится на 6,6 млн человек.
— Слишком много врачей реально нужно, у нас идет старение населения, груз болезней очень высокий, и честно говоря, чем дальше, тем больше будет нехватка врачей. В мире сейчас не хватает около 13 миллионов врачей — во всех странах, это общая проблема, не только российская. А дальше будет еще больше не хватать. Человечеству нужно создавать какие-то другие модели организации здравоохранения, переходить на модели ответственного самолечения, самомониторинга и использовать как можно больше цифровые формы общения с врачами-кураторами — здесь вариантов много. Просто невозможно подготовить столько врачей, сколько надо, — считает Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.
При этом внутри страны у врачей условия отличаются разительно, и многие, что совершенно естественно, выбирают, где лучше.
— Зарплаты отличаются в разы. Врач-гематолог в Москве получает 140 тысяч, в Ярославле — 25. Тариф в территориальных программах на амбулаторный прием врача-гематолога отличается на порядок — от 140 до 2 тыс. рублей. Специалистов нет на амбулаторном этапе. Почему? Денег им не платят, — говорит Елена Паровичникова, гендиректор НМИЦ гематологии.
Чтобы врач не гнался за длинным рублем, а по сути — относительно достойным уровнем жизни в более платежеспособные регионы, необходима федеральная программа, которая выровняет оплату труда для всех, считают эксперты. В сторону повышения тех, кто сейчас в минусе, естественно.
Есть и другой путь — гонорарный принцип оплаты, как в частных клиниках, где получают не строго лимитированный оклад, а возможность заработать на качестве и количестве своих услуг.
— Что действительно изменит ситуацию? Смена положения врача в треугольнике пациент — врач — медорганизация. Врачу нужно дать возможность стать самостоятельной фигурой: ближайший пример — юрист и адвокат. После получения диплома юрист может пойти работать по найму в юридическую компанию или получить статус адвоката и работать самостоятельно, на себя. Так же нужно сделать с врачами. Врач (с лицензией) пришел, допустим, в больницу сделать операцию. Он ее сделал, получил оплату, пошел дальше. Он не в штате, не подчиняется главврачу, он дорожит своей лицензией, у него своя практика. Если врач так не хочет, то может пойти работать по найму, как сейчас, в штат медорганизации. Но вряд ли этот вариант пройдет, так как всем чиновникам государственного здравоохранения нужно будет изменить суть своей работы, — считает Алексей Серебряный, член правления Ассоциации частных клиник.
Эксперт в сфере общественного здравоохранения, кандидат экономических наук Николай Прохоренко заявляет, что сегодня престиж профессии врача заметно ниже, чем еще в советское время.
— Требования колоссальные, растут из года в год, и правоприменительная практика со стороны следственного комитета привела к существенному росту числа врачей, которые преследуются по уголовным делам за свою профессиональную деятельность. Но деятельность врача без ошибок немыслима. Ассоциации врачей, которые могут защитить специалиста, у нас есть, но их влияние на развитие системы здравоохранения невелико. Потом врач должен заполнить огромную кучу документации — врач в поликлинике ведет 42 журнала, не говоря уже о количестве разных форм, посылки на экспертизы и комиссии и так далее. Это огромный вал бумажной работы. Это постоянные встречи с проверяющими, работа в условиях лимитов направлений на дорогостоящее лечение и выписки медикаментов, — рассказывает Николай Прохоренко.
Пока нет ни намека на федеральную программу, которая могла бы в корне решить проблему оттока врачей из небогатых регионов, поднять зарплаты всем поровну, освободить медика от бюрократии и в целом повысить престиж профессии, в разных уголках России ищут свои методы решения проблем, и в большой степени за счет национального проекта «Здравоохранение».
В Хабаровском крае, например, вопрос решается очень активно. Из года в год растет количество целевых направлений на поступление в ДВГМУ и медколледж. А по программе «Земский доктор/Земский врач» приглашают специалистов в глубинку, где предоставляют жилье и подъемные, и это дает свой эффект.
— Ставлю задачи в 2023 году — обеспечить направление на целевое обучение в Дальневосточный государственный медицинский университет по программам специалитета — 200 человек, по программам ординатуры — 100 человек, зачислить в ординатуру за счет краевого бюджета не менее 30 человек, привлечь в труднодоступные районы края по программе «Земский доктор/Земский фельдшер» 78 специалистов, а в рамках краевой кадровой программы — 15 медицинских работников, — заявил Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края.
По материалам издания «Новые известия».