Posted 28 сентября 2023, 23:49
Published 28 сентября 2023, 23:49
Modified 28 сентября 2023, 23:55
Updated 28 сентября 2023, 23:55
Вы спросите «А что знания?» Ответ простой. Если учитель любимый, значит, ученики будут стараться учиться изо всех детских сил. Как же можно обидеть свою вторую маму?
Это великий талант — влюблять в себя. Этому обучить невозможно. Это данность, с которой рождается человек. И великое счастье, если он выбрал профессию не артистки, а учителя. Может, в этом секрет, отчего некоторые люди становятся главным учителем в жизни, любовь к которому согревает бывших школьников в течение всей жизни.
И еще. Талант влюблять не может быть без таланта делиться любовью.
Жаль, что это не прописано ни в одном документе министерства образования. Да и как можно измерить эту школьную любовь?
Одна из таких учителей — Татьяна Борисовна Матвеенкова. Занимает она важный пост — начальник управления образования администрации Хабаровска. Звучит сухо, конечно. Да и к начальникам у нас традиционно настороженное отношение. И зря.
Семья и школа.
В этом году больше восьми тысяч юных хабаровчан сели за первые парты. Вспоминаешь себя — солнце, огромный букет, форма и мысль: «Все. Детство закончилось! Нужно быть серьезным!»
— А мы и не думали, что детство закончилось. Для меня школьная пора было самое счастливое время в жизни, потому я, наверное, и выбрала эту профессию.
Татьяна Борисовна — учитель первых классов. В 1993 году она окончила Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, а в 2009 году получила диплом об окончании Дальневосточной академии государственной службы.
— Нас было пять человек из класса, кто выбрал профессию учителя и до сих пор работает в сфере образования.
— У вас был хороший учитель!
— Она была святая! Я окончила 56-ю школу около судостроительного завода. В этом районе жили заводчане, поэтому была она большая семья. Дети работников завода все учились в одной школе. И что было важно, моя первая учительница Нина Егоровна Родионова, и не только она, но и все остальные учителя, кто работал в этой школе, они были одной семьей с нашими родителями. Когда я пришла работать в школу, моя первая учительница стала моим наставником. Первому, чему она меня учила, что я должна прийти в каждую семью, знать как она живет, потому что от этого зависит мое отношение к ребенку. Когда ты знаешь, что ребенок ленится, а он, как сыр в масле катается, у него есть в жизни все, это одно. А к другому ребенку нужен особый подход, потому что он сегодня, может, не выспался, не доел, и я его должна приласкать и приголубить, даже, если у тебя еще нет своих детей, и ты в принципе не понимаешь, как это делать. Вот с этого и начиналась семья и школа.
А потом наступило время, когда школа отгородилась от семьи, а семья от школы, тогда пошли проблемы. Учителя просто начали давать знания, как могли. Стали называть это «образовательной услугой», по сути, сведя педагогическую миссию к уровню банно-прачечного комбината. К счастью, в прошлом году из закона об образовании исключили понятие «образовательная услуга».
— Теперь нужно возвращаться к тому, что было. Мы пытаемся потихоньку, но семья не пускает школу в свой круг, в свой мир. Мы не знаем, чем живут дети сегодня. Об этом как-то не принято сегодня упоминать. Есть вещи, о которых дети говорят, а есть, о которых умалчивает.
Детское доверие заслужить — это процесс долгий и сложный сегодня. Невозможно выстроить отношение с ребенком, не зная его семьи, не зная, в каких условиях он живет. Часто бывает, что семья с виду приличная, а на поверку оказывается, что родители создают невыносимые условия.
Дела семейные.
В школе Татьяна Борисовна отработала восемь лет, а потом вышла замуж за военного, уехала и сменила немного направление деятельности. Это часто случается у офицерских жен. Не было в гарнизоне школы, поэтому пришлось ей работать заведующей детским садом.
— Вот так немного поменяла траекторию своей жизни. Сначала работала в детском садике, потом начальником отдела дошкольного образования. Профессиональные ступеньки я прошла, видела и то, и другое, и третье, но все равно школа остается для меня основополагающей. Для меня, когда попадаю в школу, там я могу поговорить с ребятами на уроке, почувствовать себя настоящим учителем. Детей мне не хватает.
— А подчиненные?
— Они порой бывают, как дети. Но это другой вопрос. У них есть свой профессиональный и жизненный опыт, у них выстроенные ответы на вопросы. А с детьми интересно, потому что они не «заточены», как взрослые. У них пока еще нет типовых ответов. С ними интересно рассуждать.
Семейное образование.
В Хабаровске становится популярным семейное образование. Это альтернативная форма получения начального, основного и среднего общего образования, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы.
— Родители или сами обучают своих детей, или нанимают репетиторов. Есть сегодня много частных центров, которые лицензию на образовательную деятельность не имеют, но услуги оказывают. Хабаровчане обращаются в эти центры. Аттестацию дети проходят в школах.
Таких школьников, в том числе с особенностями здоровья, в Хабаровске немного. Конечно, хотелось бы, чтобы все дети были бы здоровыми.
— Даже имея особенности здоровья, хотелось, чтобы они имели возможность учиться со своими сверстниками. Мы потихонечку начали открывать ресурсные классы для детей с аутистическим спектром. Три года к нам пришли родители со своей проблемой, со своей бедой. Нигде таких классов не было, никто не знал, как выстроить процесс обучения. Мамы говорили: «Вы понимаете, что мы привязаны к своим детям 24 часа в сутки. Мы не можем сходить в магазин, мы не выйти на работу». И когда у нас получилось в 47-й школе два года назад открыть такой класс, мы, честного говоря, поверить не могли. Родители были счастливы: « Представьте себе: мы теперь можем выйти на работу!» В этом году мы открыли второй такой ресурсный класс в лице «Звездный».
Слушая Татьяну Борисовну, думал, что успешность системы образования, в хабаровское образование — лучшее на Дальнем Востоке и занимает шестую строчку в российском рейтинге, можно, конечно, объяснять разными причинами, но любовь, в этом списке занимает, видимо, одно из главных мест. Могут меняться программы, а они будут меняться, могут ставиться новые цели и задачи, но без любви хорошую школу невозможно представить!
Ю. Вязанкин