С самого короткого дня в году начинался сезон охоты у нанайцев. Это мужской Новый год. Второй — женский приходился на день летнего солнцестояния, после которого начиналась путина. Об этом рассказала Елена Киле, член союза художников России, мастер, знаток и хранитель национальной культуры
Праздновали Новый год тихо, не разгульно. Женщины на свое половине, мужчины на своей. За день до праздника не вышивали, острую иголку брать в руки было запрещено. Считали, что амурский дракон может иголкой глаз проткнуть. Он по всему свету летает. Дракон добрый, но строгий, хранит своих детей — нанайцев.
Люди самые красивые халаты надевали, праздник все-таки, Новый год! Перед тем, как мужчины отправятся на охоту, готовили пиршество — нанайские пельмени бианси, похожие по форме на полумесяц или на китайский слиток серебра. Раньше тесто делали из рисовой муки. По Великому собольему пути нанайские охотники ходили в Китай и там обменивали ценные шкурки на рисовую муку и водку, украшения, нитки и ткани, а так же рисовую муку. Нанайцы-то рис не выращивали. Начинка была из рыбы. Ее мелко-мелко рубили, а потом в фарш кидали дикие лук и перец, а так же главную дальневосточную пряность — черемшу.
Спиртным нанайцы не баловались. На год — двухлитровая бутыль рисовой водки на огромную семью. Это после того, как советская власть стала открывать в национальных селах леспромхозы с «химиками» водка появилась у коренных амурских народов. Таков главной итог советской культурной глобализации.
У мужчин на охотничьем угодье находилось священное дерево — лиственница или ясень, которое считалось обителью духов. В стволе дерева вырубалось треугольное углубление, где оставляли подношения для сэвэна — духа-покровителя охоты бианси, вяленую рыбу, нарезанную полосками и отмоченную в воде, с диким луком, черемшой, политую медвежьим жиром, и лепешку. Обязательным было подношение рисовой водки, а также троекратный поклон с просьбой об удаче на охоте
Если охота была неудачной, охотник возвращался к священному дереву, делал из сухой травы человечка — духа, прислонял его к дереву и просил удачи. Если после этого охота шла удачно, считалось, что дух помог.
Когда охотник убивал животное, он совершал определенные обряды. Например, при убийстве медведя проводился специальный ритуал, а тигра вообще запрещалось убивать. Также под запретом находился дальневосточный леопард. Это были священные животные.
Если тигр нападал на человека, мстить ему не следовало. Считалось, что человек сам виноват перед духом священного животного, либо он, либо кто-то из его рода убил тигра в прошлом.
На медведя охотились ради мяса, жира и шкуры. Пока нанаец сам не добыл медведя, он не считался взрослым, жениться ему было запрещено.
А женщины в это время приглашали шамана, который камлал, молился, чтобы удача была на охоте у мужчин. Нанаечки варили рябчика, угощали шамана, подносили ему маленькую серебряную стопку и рисовой водки, а после плясали и пели песни. петь при мужчинах женщинам было категорически запрещено.