Posted 5 февраля, 23:50
Published 5 февраля, 23:50
Modified 5 февраля, 23:52
Updated 5 февраля, 23:52
Лосось для Приамурья — не просто какой-то там пищевой ресурс, который можно вычерпать и ничего не случится. Это больше, чем желание полакомиться рыбкой и икрой столичных жителей.
Ученые рисуют прекрасную перспективу: для вылова в Амуре и Амурском лимане предлагается выделить 11 400 тонн кеты и 3500 тонн горбуши. Это почти в два раза больше кеты, чем в 2023 году. Вылов горбуши был вообще запрещен.
Оптимистичные прогнозы контрастируют со статистикой последних трех лет, которая показывает, что нерестилища лосося в Хабаровском крае практически пусты. Однако руководство ХабаровскНИРО заявляет, что эти данные не могут являться оценкой фактического состояния биоресурсов. У сотрудников этого заведения свои методы, согласно которым рыбы в Амуре просто полно и, как следствие, надо увеличивать квоты рыбопромышленникам.
В то же время ученый-ихтиолог, кандидат биологических наук Сергей Золотухин, сдержанно оценивает прогнозы ВНИРО. Он напоминает, что с 2013 года не появлялось многочисленное поколение амурской кеты, и динамика ее уловов застряла на уровне менее 10 тысяч тонн. Золотухин выражает сомнение, что в этом году произойдет чудо от худого поколения.
Для обоснования своих прогнозов ВНИРО ссылается на данные мониторинга. Но эксперты отмечают, что этот мониторинг неполный и не учитывает многие факторы, влияющие на численность лососей.
К примеру, не учитывается воздействие промышленного браконьерства. Не стоит путать с обычным: население Приамурья живет небогато. У людей нет ни мощных катеров, ни современных орудий лова. Вряд ли нанайский рыбак на оморочке или лодке –долбенке может нанести сильный урон популяции кеты.
Эксперты считают, что реальные уловы лососей будут значительно ниже прогнозируемых, что может привести к серьезным экономическим потерям для рыбопромышленников.
Стоит напомнить, от кеты зависит жизнь более двухсот животных в бассейне Амура, в том числе медведей. Не набрали топтыгины жира за время осенней путины, значит, пойдет в селения на помойки и на кладбища.
Помимо этого, кета — основа этнического питания коренных народов Приамурья. Недостаток кеты может приводить к деградации народов- ихтиофагов, как следствие, к вымиранию.
Будут ли отвечать перед законом за это ученые? Вряд ли.
По материалам Телеграм-канала «Живая тайга»