Шаманы, напрмимер, у нанайцев делились на три категории:
— Сиуринку лечил людей;
— Нигмантей проводил поминальные обряды;
— Касса хоронил усопших.
Шаманами могли быть как мужчины, так и женщины, и лишь касса должен был быть исключительно мужчиной.
Кстати, движения шаманов легли в основу амурской хореографии. Петр Дечули, основатель первого на Дальнем востоке ансамбля коренных народов «Гива», ходил на шаманские камлания и зарисовывал движения.
Последняя великая шаманка ульчанка Индяка Дяксул из села Монгол прожила 102 года. Она умерла в начале этого тысячелетия.
По одним источникам шаманов на Амуре нет, по другим появились молодые люди, которые занимаются шаманизмом.
Шаманом невозможно назначить, уж таковы традиции. Мало заявить о себе, нудно признание людей.
К слову, шаманистых людей много на Амуре. Только заниматься этим не спешат люди. Уж больно велика ответственность!
Между тем, в Туве создали профсоюз шаманов, чтобы защитить трудовые права с и сохранить традиционные культурные практики. Организация стремится к официальному признанию шаманства профессией на федеральном уровне. Это позволит шаманам получать трудовой стаж, социальные льготы и медицинскую помощь.
Председатель профсоюза Саяна Пухальская подчеркивает значение поддержки пожилых шаманов, которые оставили свою деятельность, но не имеют других источников дохода.
Профсоюз будет оказывать им содействие в улучшении здоровья, в том числе через санаторно-курортное лечение.
Шаманы являются хранителями традиционных верований и обрядов, они проводят ритуалы, общаются с духами и проводят исцеление.
Шаманизм глубоко укоренен в культуре народов Сибири и Дальнего Востока, и его сохранение имеет большое значение для сохранения национальных культур.