петроглиф

Духов тайга, огня и Амура задобрили в Хабаровском крае

27 февраля, 08:45
Коренные жители берегов Амура, древний народ Нани, считают, что могущественные силы огня, земли и воды необходимо время от времени задабривать, чтобы они посылали благополучие, здоровье и хороший улов.

Берега Амура называют колыбелью цивилизации. Именно здесь нашли самую древнюю керамику в мире возрастом более 13 тысяч лет назад, а возле национального села Сикачи-Алян находятся знаменитые петроглифы — загадочные изображения, выбитые на базальтовых глыбах. Самые древние петроглифы с изображением мамонта и дикой лошади, водившейся на Дальнем Востоке в доледниковый период.

Нанайцы из поколения в поколение передают легенду о трех солнцах, растопивших древние камни.

Амур для коренных народов — живое существо. Его духа, дракона Поймура, они до сих пор почитают. Шаман Виктория Донкан, в миру учитель русского языка и литературы средней школы Сикачи-Аляна, совершила древний обряд, где обратилась к всемогущему духу Амура.

Сначала прошел ритуал очищения. Из прибрежных базальтовых глыб на берегу бремя, ветра и воды Амура сложили конструкцию, похожую на своеобразные ворота. На них древние личины. Мертвая — запад, живая — восток. Вот через них, двигаясь с запада на восток, от смерти к жизни необходимо пройти, проползти, чтобы оставить мирскую суету и предстать перед всемогущими духами земли, огня и воды. Все участники обряда должны пройти через эти ворота.

— Мы покорим огонь, покорим дух Амура, покорим дух тайги, — рассказала Виктория Донкан.

Шаман бросила в огонь угощения для духов — рисовую кашу, лепешки, и даже фрукты с конфетами. Духи, как объяснила Виктория Леонтьевна, любят интересные, даже необычные, подношения, чтобы не только попробовать, но и рассмотреть можно было хорошенько. А к духу воды Тэму особый подход.

Шаман и девушки в национальных костюмах на языке древнего народа нани попросили послать всем жителям края здоровья и процветания.

— Дары духу реки Пуймуру обязательно приносят рыбаки перед выходом на промысел. Для нас, для коренных, Амур это самое главное, самое первое место занимает в нашей жизни. Потому что Амур, батюшка, это наш кормилиц, — рассказала Любовь Пизубова, одна из участниц обряда, организатор культ массового сектора администрации села Сикачи- Алян, — Древние верования и традиции живы и сегодня.

Местные рыбаки, когда едут на помысел, останавливаются около утеса Гасян. Там есть камень с соображением дракона. Они задабривают дракона, просят удачи на рыбалке у духа Амура.

Рыба была и есть основа не только этнического питания коренных амурских народов, но и культуры. Будет рыба — будут живы народы.

По материалам ГТРК «Дальневосточная»

#Спецпроекты #Культура #Хабаровский край #Новости #Хабаровск #КМНС #Комсомольск-на-Амуре #Нанайцы #Шаманство
Подпишитесь