Posted 28 марта, 06:30

Published 28 марта, 06:30

Modified 28 марта, 06:43

Updated 28 марта, 06:43

Матрешки.

Откуда взялась матрешка как символ России

28 марта 2024, 06:30
Фото: 1MI
Матрешки.
Деревянная игрушка с яркой росписью находится в топе иностранных ассоциаций с нашей страной. А кто-то любит поспорить, что и ее мы украли у восточной культуры, как сибирские пельмени. Узнаем, откуда взялась эта кукла и что под собой подразумевает.

Исторический экскурс уводит пытливого искателя в 1890-е годы, где упоминается первая матрешка, вырезанная кукольных дел токарем Василием Звездочкиным и раскрашенная художником Сергеем Малютиным. Куколка состояла из нескольких персонажей от большего к меньшему, начиная с крестьянки с петухом в руках и заканчивая младенчиком в пеленках. Ее назвали Матреной, пустили в тираж и уже в 1900 году один экземпляр красовался на международной выставке кустарных ремесел в Париже, получив бронзовую награду.

— В период создания матрешки в народе было популярно женское имя Матрена, которое в переводе с латыни означает «мать семьи», «матушка», «замужняя женщина». Значение имени сильно перекликается с ценностями русской культуры, ведь большая семья — истинное человеческое благо. Так, по обычаю первая кукла в цикле представляет собой розовощекую пышную женщину с добрым взглядом, которая и является «Матреной» — матерью семейства, а все последующие — ее дети, — говорят эксперты.

Конечно же, не обошлось без сакрального смысла. Считается, что без какой-либо из частей матрешка неполноценна. Это отражает принцип существования жизни: одно во всех и все в одном, одно не может существовать без другого. Есть и отсылка к христианскому триединству Бога, его Сына и Святого Духа по трем частям игрушки — голова, туловище и нижняя часть тела.

Обычно в одной матрешке шесть персонажей и символизировать они должны этапы развития человека, где самая крупная — взрослая женщина, умудренная жизненным опытом. Однако теперь их раскрашивают как хотят, следуя не столько канонам, сколько идее автора росписи.

В конце прошлого века, например, на московском Арбате особой популярностью пользовались матрешки, раскрашенные лицами всех советских правителей, от Ленина до Ельцина. Причем художник добивался не только портретного сходства персонажа, но и старался подпустить злой иронии к своему совсем свежему прошлому, отражая на последнем генсеке все его широко известные пороки, а генералиссимуса, победившего вместе со всем своим народом страшную войну, изображал грозным полководцем.

Теперь в фаворе более мирные приложения творческих изысканий. Расписывают матрешек, например, вовсе без лиц, а в стиле картин известных художников-модернистов — Босха, Матисса, Мунка или Пикассо.

Тем не менее, до наших дней сохранились шесть видов народной росписи, отличающихся по месту расположения художественных школ.

У Сергиево-Посадской матрешки четко прорисовано лицо, узоры на платье простые и яркие, преимущественно из основной четверки: желтый, синий, красный и зеленый. Семеновская обязательно имеет яркий цветочный букет на переднике. Тверскую украшают золотой и серебряной краской. Вятская зачастую рыжая, в пестром платье без четкого орнамента. Крутецкой матрешке на переднике рисуют нежные цветы, а Полховской — кудри из-под платка.

Общее у них у всех то, что изображается мать семейства и ее дети.

Что же касается творческого плагиата токаря Звездочкина, то сам он от подобных инсинуаций открещивался. Тем не менее, любители обесценить любой русский творческих прогресс тычут пальцами в японские кокэси. Это деревянные куклы-девочки в цветных передниках, которых в Японии издревле дарят живым девочкам. Также в этой стране есть аналог нашей неваляшки. Но и это еще не все.

В древнем Египте, например, фараонов иногда хоронили в нескольких гробах. То есть, прах помещался в последний, самый мелкий, упакованный предварительно в два-три более крупных саркофага.

Так что, если хочется найти где-нибудь плагиат, то сделать это несложно. Достаточно вспомнить одного из вечных «королей» российской эстрады, который на обвинения ответил, что в музыке всего семь нот. Кстати, у композиторов произведение не считается плагиатом, если его уникальность составляет около 20 процентов или не повторено подряд семь нот из другого произведения. Что уж тут говорить о руке мастера декоративно-прикладного творчества, если рабочая всего одна и инструмента в ней помещается столько же.

 

Подготовлено с использованием материалов 5-tv.ru

"