Posted 14 апреля, 22:45
Published 14 апреля, 22:45
Modified 14 апреля, 22:45
Updated 14 апреля, 22:45
Бессменный художественный руководитель этого фестиваля, народный артист Советского Союза, легендарный Юрий Башмет.
— Я всегда радуюсь, когда приезжаю в Хабаровск. Моя любимая улица — Муравьева-Амурского, она самая красивая. И за эти годы публика была всегда хорошей, но за эти годы она стала еще лучшей. Очень теплая, реагирует грамотно. принимает замечательно. В программе был замечательный хабаровский певец — Максим Лисин.
Хочу сказать, что 10 лет я добивался официального статуса мною созданного юношеского оркестра. И вот в январе у меня был день рождения, в этот день оркестр получил статус федерального. В оркестре играли и хабаровские музыканты, например ученица первой музыкальной школой, Мария Телюк. Мы все болели за нее, когда выбрали ее в наш оркестр.
— На открытии фестиваля вы не проронили ни слова. Чем это было вызвано?
— Очень важна пауза между аплодисментами, первый поклон, это чудо этого контакта. Вот тут слово всё-таки лишнее. Люди пришли музыку слушать. А с другой стороны, этот политэсс тоже нужно как-то соблюдать, потому что это не обычный концерт, а фестиваль. Ну так это, может, в следующий раз буду час лекцию читать, рассказывать о что-нибудь.
— Чем обусловлен выбор произведений на открытии: Рахманинов, Танеев, Шостакович, Шнитке? Было два романса на музыку Чайковского, которые исполняли участники молодежной программы Большого театра, один из которых — выпускник хабаровского колледжа искусств Максим Лисиин. И всё-таки Шнитке на концерте «Открытие», Шнитке не настолько популярный композитор. Почему выбор пал именно на него?
— Это один из моих самых любимых композиторов. Он лично для меня немало сочинил. Я исполнял много. его произведений в разных местах.
— А литературно-музыкальную композицию кто выбирал?
— Это без меня произошло, но, естественно, мне сообщили, я согласился. Но без меня идея родилась. Потому что у нас таких проектов уже немало. Чендяйкин великолепный актёр. И в прошлом году была премьера спектакля, который поставила Полина Агуреева. в одной из главных ролей в этом спектакле, это по Симонову, по второй книге «Живые и мёртвые». Я очень обрадовался, что он согласился
— Фольклорный ансамбль «Камонь» выступал в рамках 13-го международного музыкального фестиваля. Они впервые приехали в Хабаровск в составе участников фестиваля. Почему так произошло? Почему ваш выбор пал на фольклорный музыкальный ансамбль?
— Я просто с ними познакомился, и благодаря Жене Миронову, с которым у нас есть несколько программ. «Гамлет» с музыкой Шостаковича. Эта музыка отдельно не исполняется. Это музыка, сочиненная нашим гением Дмитрием Дмитриевичем для кинофильма «Гамлет». Еще помните старый фильм, где Смоктуновский играет? Вот там музыка Шостаковича звучит. Но отдельно, как симфонию, её не исполняют. Хотя это от первой до последней ноты ощущается могучая поступь Шостаковича. И вот мы играем, живьём эту музыку, это симфонический оркестр. Евгений Миронов пронзительно читает все роли. Потом он обратился ко мне с такой идеей «Г» плюс «Г», то есть «Горький» плюс «Григ». Ну где «Горький», где «Григ», это как-то… В общем, у меня не складывалось. Я говорю, а почему именно Григ? Женя объясняет, что где-то Горький высказался, что его любимый композитор Григ. И таким образом мы играем Грига. А Женя и Урсуляк, дочь режиссёра, они читают два рассказа Горького. Потрясающие рассказы. Я, конечно, их не знал, не читал никогда до этого. А мы играем без изменений. Там два переложения Грига двух песен народных, очень красивые, и сюита времён Хольберга. Собственно говоря, чистая музыка Грига и чистые два рассказа Горького. Комонь были участниками проекта «Горький- Григ». В какой-то момент, они акапельно поют. По-моему, замечательно они это делают. Они московский фольклорный ансамбль.
— Каково ваше впечатление о хабаровских о юных дарованиях.
— У нас прекрасная страна, огромная, и на каждый квадратный километр есть талант. Поэтому я, как никто, могу точно, довольно точно сформулировать уровень. Какой уровень? Это всё волнообразно происходит. Если есть в городе фанатичный, любящий свою профессию и преподающий музыкант, там этот инструмент будет на высоте.
— В Хабаровске вы набирали скрипачей.
— Вот опять-таки вспомню Марию Телюк. У нее есть перспектива. Я был на концерте молодых исполнителей, и я поразился, как вырос оркестр Дальневосточный академический симфонический оркестр. Он очень стал собранным и качественным. Единственное, конечно, их маловато. Я под очень хорошим впечатлением ушёл после этого концерта. И от солистов, и от оркестра, и от дирижёра. Что не очень хорошо, это старый рояль. Надеюсь, что к следующему фестивалю 14-му международному проблема решится.
По материалам ГТРК «Дальневосточная».