Будь то зрелище захватывающего ужастика, захватывающая дух история или блуждание в темном доме с привидениями на Хэллоуин, некоторые люди действительно наслаждаются чувством страха. Они получают удовольствие от последнего фильма «Пятница 13-е» или романа Стивена Кинга. Им нравятся американские горки и прыжки с парашютом.
Эксперты считают, что люди нередко стремятся испытать пределы своих возможностей страха и находят удовлетворение в преодолении тревоги.
Исследование тёмной стороны.
В чем же привлекательность страха, связанного с жуткими историями?
— Много ученых исследовали эту «тёмную сторону», — говорит хабаровский ученый Петр Симонов. — Страшные фильмы позволяют нам увидеть ужас воочию, и некоторые люди чрезвычайно очарованы этим. Их интересует необычное и странное, потому что это отличается от их обыденной жизни.
Хотя просмотр пугающего фильма может иметь некоторые негативные последствия, люди часто ощущают удовлетворение от этого необычного опыта.
Исследования показывают, что мужчины любят фильмы ужасов заметно больше, чем женщины.
— Речь не о том, что им нравится бояться, — объясняет психолог. — Но им доставляет огромное удовлетворение ощущение, что они преодолели что-то угрожающее. Им нравится чувство, что они справились с этим. Нередко после фильма ужасов человек испытывает чувством облегчения. Возможно, он он просто рад, что фильм закончился.
В большинстве таких фильмов — нарушение общепринятых ценностей и моральных норм. Их «запретный» характер притягивает зрителей, подобно тому, как многие подростки испытывают любопытство к тому, что значит пить слишком много алкоголя, курить сигареты или водить мотоцикл на высокой скорости.
Кто такие эти любители ужасов?
Врач называет их личностями «типа Т» — теми, кто ищет острые ощущения. Эти мужчины и женщины расцветают в условиях, которые большинству кажутся устрашающими — от катания на американских горках до прыжков с тарзанки.
Скайдайверы скажут вам, что именно острые ощущения, адреналин и небольшой элемент страха побуждают их к экстремальным действиям, — объясняет Петр Симонов.
Некоторым людям могут нравиться физические ощущения, сопровождающие страх, например, прилив адреналина, учащенное сердцебиение и потеющие ладони. Для любителей катания на американских горках ничто, включая секс, не может сравниться с интенсивностью сенсорных ощущений, которые испытывает их тело.
Для детей такие события, как Хэллоуин, могут стать безопасным и приятным способом исследовать и испытывать страх, зная, что гоблины и ведьмы — это всего лишь вымышленные персонажи. Это своего рода экзорцизм, который позволяет детям прорабатывать и выпускать различные эмоции и тревоги.
— Им дается возможность исследовать хотя бы поверхностные опасения по поводу магических превращений, которые в воображении ребёнка не являются чем-то исключительным, — говорит психолог. — Этот опыт приносит облегчение, подобное тому, что испытывается при экзорцизме.
Разумеется, многие предпочли бы полностью избегать ужасов — это около трети населения. Для них нет никакой ценности в историях, которые заставляют их замирать от страха. Одна хабаровчанка в возрасте около 30 лет после просмотра «Молчания ягнят» была настолько шокирована, что не ела мясо в течение шести месяцев.
Когда «Экзорцист» впервые вышел на экраны три десятилетия назад, были зафиксированы случаи, когда взрослые испытывали такой сильный стресс, что их пришлось госпитализировать.
Тем не менее, особенно для подростков, такие фильмы могут стать своего рода обрядом посвящения, позволяющим исследовать образы и темы, которые были запрещены в детстве.