Posted 10 июня, 23:45

Published 10 июня, 23:45

Modified 10 июня, 23:56

Updated 10 июня, 23:56

Синагогу в Хабаровске украсят зелеными ветвями

10 июня 2024, 23:45
Ночью евреи наденут белые одежды, проведут за чтением и обсуждением священных текстов, будут кушать блинцы - тонкие блинчики, фаршированные творогом, и чтить тех, кто принял иудаизм.

Шавуот — один из значимых и удивительных праздников еврейской традиции, с глубокими историческими и духовными корнями. Праздник начинается вечером во вторник, 11 июня, и продолжается в зависимости от местоположения еврейской общины: в Израиле он отмечается один день (до вечера среды, 12 июня), а в Хабаровске — два дня (до вечера четверга, 13 июня).

В этот праздник отмечают сразу три значимых события:

1. День дарования Торы. На пятидесятый день после выхода из Египта еврейский народ подошёл к горе Синай, где им была дарована Тора Всевышним. Это событие знаменует заключение особого завета с Богом, который включал обещание соблюдать его заповеди и нести свет его учения. В русскоязычной теологической литературе этот праздник известен также как Пятидесятница.

2. Первый урожай. Исторически Шавуот был связан с земледельческими обрядами и принесением первых плодов урожая, символизируя плодородие и изобилие земли обетованной.

3. День рождения и смерти царя Давида. Даты рождения и смерти царя  совпадают с праздником , напоминая о великом правителе и духовном лидере иудеев

В этот день особое внимание уделяется людям, которые приняли гиюр — акт добровольного принятия иудаизма, что делает Шавуот праздником геров (людей, перешедших в иудаизм).

В синагогах на Шавуот произносят праздничные молитвы со специальными вставками. В ашкеназских общинах перед чтением Торы читают Книгу Рут, вызывают коэна и произносят Акдамот — литургическое стихотворение. Особое внимание уделяется чтению Десяти заповедей, которые являются основой еврейского этического и морального кодекса.

Чтение Книги Рут в этот день связано с несколькими важными причинами. Во-первых, Шавуот символизирует новое принятие Торы еврейским народом, и история Рут — моавитянки, которая добровольно и бескорыстно приняла Тору, подчеркивает эту идею. Рут была первой, кто принял гиюр, и поэтому её история является символом присоединения к еврейскому народу.

Во-вторых, Книга Рут также рассказывает о родословной царя Давида, который родился и умер на Шавуот, подчеркивая еще одно духовное значение этого дня.

Одна из основных традиций на Шавуот — тикун лейл-Шавуот, или ночное бдение, посвящённое изучению Торы или Талмуда. В эту ночь евреи проводят время за чтением и обсуждением священных текстов, стремясь к самосовершенствованию и духовному росту.

Существует также древняя еврейская традиция начинать обучение детей Торе именно на Шавуот. Утром детей вели в синагогу и показывали им табличку с алфавитом и несколькими стихами. Учитель, или меламед, читал, и ребёнок повторял за ним. На табличку клали немного мёда, чтобы ребёнок мог слизывать его с букв, что символизировало сладость учения. По окончании урока детям давали медовый торт с буквами.

Что касается еды, на Шавуот,  прежде всего, блюда, потребляемые в этот праздничный период, преимущественно состоят из молочных и мучных изделий, таких как различные виды сыров, творог, сметана, блины и чизкейки. Этот обычай уходит корнями в древнюю историю, начиная с момента дарования Торы. Когда Моисей спустился с горы Синай с каменными скрижалями, содержащими заповеди, евреи вернулись в свой лагерь и, желая отметить это важное событие, предпочли молочную пищу. Это было связано с тем, что на тот момент они еще не освоили законы кашрута, касающиеся правил приготовления и разделения мясных и молочных продуктов. Следовательно, молочная пища стала не только удобным, но и символически значимым выбором.

Кроме того, существует традиция украшения дома и синагоги зелеными ветвями и другими растениями. Это напоминает о цветущей растительности, окружавшей гору Синай в момент дарования Торы. Зеленые украшения также символизируют радость и признательность за божественное руководство, проявленное в этом событии.

Еще одним важным обычаем является облачение в белую одежду, символизирующую чистоту, духовное обновление и невинность. Этот день рассматривается не только как время радости и благодарности, но и как период духовного размышления и обновления, что подчеркивается традицией носить белую одежду.

Таким образом, празднование этого дня объединяет множество символов и обычаев, которые помогают глубже понять и прочувствовать историческую и духовную значимость дарования Торы.