Posted 14 июня, 22:30

Published 14 июня, 22:30

Modified 14 июня, 23:16

Updated 14 июня, 23:16

Шаманизм, традиции и современность соединял в своем творчестве Николай Дявгода

14 июня 2024, 22:30

Шаманизм и современность соединял в творчестве художник из Хабаровского края

Николай Дявгода давно завоевал признание не только в нашем крае, но и за его пределами благодаря своим многочисленным победам на конкурсах и положительным отзывам критиков.

Он неоднократно участвовал в престижных выставках, таких как «Ладья» и «Северная цивилизация». Его талант и мастерство высоко оценивались на этих мероприятиях, что принесло ему заслуженную репутацию выдающегося художника.

У Николая были персональные выставки в культурных центрах, таких как Хабаровск, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре и музей имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. Его искусство было представлено и в крупных городах, таких как Новосибирск и даже Санта-Фе в США, что свидетельствует о международном признании. Экспонаты Николая занимают достойное место в постоянных коллекциях музеев, включая музей В. К. Арсеньева во Владивостоке и музей в японском городе Осака, что подтверждает культурную ценность его произведений.

Николай Дявгода родился в селе Кольчём Ульчского района, известном своей тысячной историей и богатыми культурными традициями. Он вырос в семье, где искусство всегда занимало важное место. Его родные обладали природным художественным чутьём. Бабушка Пумпа Дявгода и мать Лилия Самар были известными мастерицами вышивки, а дед Вакса Самар занимался резьбой по дереву и изготовлением охотничьего снаряжения. Эти семейные традиции стали основой для будущих достижений Николая.

Увлечение народным искусством Дальнего Востока у Николая началось в студенческие годы на художественно-графическом факультете Хабаровского государственного педагогического института (ХГПИ). В 1986 году он защитил дипломную работу по художественной обработке бересты, представив изделия, украшенные аппликацией, резьбой, тиснением и росписью. Его работы вызвали фурор на студенческой выставке в Москве и были награждены дипломом, что стало первым серьёзным признанием его таланта. В дальнейшем Николай продолжал совершенствовать своё мастерство, работая с берестой и другими природными материалами. Он углублённо изучал местную историю, культурные традиции края и различные аспекты народного творчества, включая неолитические наскальные рисунки и шаманизм. Этот подход позволил ему создать уникальный художественный язык, который нашёл отклик у зрителей и критиков.

Для Николая поиск новых знаний и идей стал неотъемлемой частью творческого процесса. Он изучал не только письменные источники, но и активно общался с носителями культурных традиций, что обогатило его взгляд на искусство. Он также начал исследовать культуру и шаманизм Алтая, что добавило глубины и многослойности его работам. Эти исследования позволяли ему не только воссоздавать реплики музейных экспонатов, но и создавать собственные авторские произведения, переосмысливая и интерпретируя традиции. В этом смысле он был не просто художником, а художником-исследователем, который постоянно экспериментировал и искал свой уникальный путь в искусстве.

Помимо декоративно-прикладного искусства, Николай также успешно занимался живописью маслом, создавая картины, отражающие его глубокие познания и любовь к культуре своего края. Для Николая прошлое и настоящее соединялись в единое культурное пространство, где он не просто объединял элементы различных эпох, но создавал «живые» произведения, отличающиеся гармоничным сочетанием формы и содержания: точных пропорций, ритма и текстуры природных материалов.

Одной из характерных черт творчества художника было использование асимметричных решений в зонировании орнамента, что является редкостью в традиционном искусстве. В его работах можно было увидеть множество тематических направлений, таких как родовое древо, зооморфные мотивы, стилизованные петроглифы Сикачи-Аляна и «бегущие» спирали из криволинейного орнамента.

Николай Дявгода систематически исследовал и преобразовывал различные аспекты народного творчества, особенно маски и ритуальные бубны. Он превращал эти элементы в самостоятельные декоративные произведения или использовал их как элементы своих работ, создавая уникальные ценности и стандарты. Этот подход сформировал его профессиональное мировоззрение и позволил ему разработать отличительное восприятие традиционного искусства.

Николай Дявгода не просто перенимал культурные традиции прошлого, но и активно преобразовывал их, создавая уникальные и неповторимые произведения искусства, которые навсегда останутся в памяти поколений.

Талантливого ульчского мастера Николая Дявгода не стало 3 июня на 67 году жизни.

 

По материалам журнала «Искусница искусств».