Posted 20 июня, 22:20

Published 20 июня, 22:20

Modified 20 июня, 22:20

Updated 20 июня, 22:20

Женский нанайский Новый год наступил в Хабаровском крае

20 июня 2024, 22:20
Для коренных народов Приамурья рыбалка— это не просто приятное времяпрепровождение, а образ жизни, традиционное хозяйствование. Будет рыба в Амуре, не будут запрещать ее ловить, значит будут живы древние народы.

Каждое природное явление, каждое движение животных и происходящие события местные жители связывали с высшими силами: верховным богом Боа Эндури и духами, способными приносить как помощь, так и вред.

Космология и обряды

В представлении коренных народов мира существовало три уровня, объединённых мировым древом, между которыми могли путешествовать шаманы. Люди же вели своё происхождение от различных животных — тигра, медведя, а порой даже дракона.

Сезоны охоты и рыбалки

После празднования зимнего дня солнцестояния отмечали Мужской Новый год, после чего начинался охотничий сезон, а после летнего — праздновали Женский Новый год, после которого начиналась кетовая путина.

Легенды гласят, что раньше было такое изобилие летней кеты, что можно было пересекать Амур, ступая по её спинам.

Главное было не выловить рыбу, а переработать ее, заготовить весь улов, чтобы хватило на год. Этим занимались женщины — пластовали кету на тонкие пластины готовили юколу — вяленую на солнце кету. У каждой были свои секреты, передававшиеся от матери к дочери.

Особенности новогодних торжеств

Новогодние праздники нанайцев проходили без пышных торжеств, дорогих застолий и танцев. Женщины оставались на своей половине дома, мужчины — на своей. Немного пригубливая рисовое вино из маленьких серебряных рюмок и ели бианси — нанайские пельменями с рыбным фаршем, напоминающими китайские серебряные слитки.

Сакральные ритуалы.

Центральное место в новогодних празднествах занимало кормление духов огня и воды. Во время ритуалов нанайцы обращались к Боа Эндури, прося здоровья и благополучия. Основным ритуалом во время Женского Нового года было кормление воды.

Нанайцы приносили жертвенную пищу духу-хозяину дома, дюлину, с просьбой об удачной рыбалке. Духом водной стихии считался Тэму. На берегу реки жертвенная пища (сугдиче) бросалась в воду со словами: «Эй, Тэму! Прими угощение! И для твоей собаки тоже. Помоги нам хорошо ловить рыбу, не мешай!»

Каждая семья обращалась к Тэму индивидуально, используя специальную посуду «нойона», в которую клали самое вкусное и дорогое — пшённую кашу, фасоль и корни лекарственных трав. На берегу устанавливали деревянные столбики со священными стружками, а на концах столбиков вырезали лики духов. После этого наносили земные поклоны и мазали рты духов кашей и фасолью. Остатки пищи сбрасывали в воду.

Защита и процветание.

Дух воды Тэму одаривал рыбой, защищал берег и карал тех, кто отступал от нанайского уклада жизни. В те времена люди жили мирно и без замков на дверях своих жилищ; нанайских стойбищ было много раньше, однако.