Posted 27 июня, 22:40

Published 27 июня, 22:40

Modified 27 июня, 22:40

Updated 27 июня, 22:40

петроглиф

Что делали народы в Хабаровском крае, когда водный дракон требовал жертв

27 июня 2024, 22:40
Фото: 1MI
петроглиф
На Руси верили, что 28 июня открывался особый портал для общения с душами утонувших. Этот день считался мистическим и предоставлял возможность получения ответов на любые вопросы от утопленников.

Для такого общения необходимо было отправиться к реке с определенными предосторожностями: идти натощак, не расчесывать волосы и, что самое главное, молчать на всем протяжении пути, не вступая в разговоры с другими людьми. Подготовка к этому ритуалу считалась важным элементом, открывающим доступ к знаниям мира мертвых.

Нарушение этих условий могло повлечь серьёзные последствия. В частности, информация, полученная от утонувшего, строго конфиденциальна. Если кто-то нарушил это правило и раскрыл разговор, его ожидала ужасная кара — потеря речи навсегда.

Поверья и мифы о водяных духах и утопленниках глубоко укоренились в русской культуре и заметно влияли на повседневную жизнь людей, живших возле рек и озёр. Считалось, что души людей, чьи тела не были найдены, оставались в водоёмах, мерзли на глубине и могли представлять опасность для живых. Жители берегов должны были вести себя уважительно и осторожно, чтобы не разгневать этих беспокойных духов.

Рассказы о сверхъестественных способностях утопленников усиливали страх и, соответственно, уважение к водной стихии. По преданиям, умершие в воде обладали невероятной силой и могли вызывать погодные катаклизмы, штормы, обвалы или даже болезни и эпидемии.

По всей России в древности проводились разнообразные ритуалы для привлечения внимания и умиротворения утопленников. В некоторых регионах окуривали места смерти, приносили цветы и зажигали свечи на «могиле» утонувшего. Эти обряды служили мостом между миром живых и мёртвых, способствуя умиротворению духов водоёмов.

Нанайцы, ульчи и и нивхи.

Коренные амурские народы в древности не владевшее навыками плавания, часто сталкивалось с трагедиями на воде. Старые нанайские легенды упоминали водного дракона Пуймура, требовавшего жертв. Если кто-то тонул, его не спасали, полагая, что лучшим решением станет оставление жертвы дракону.

Старые люди утверждали, что утонувшие служили злобному духу Гали Амбани, который погружал их в водное царство.

Для умиротворения водных духов нанайцы часто приносили в жертву табак, кашу или лекарственные коренья.

Если кто-то тонул, люди организовывали поисковые мероприятия. Несколько лодок с религиозными символами отправлялись к месту вероятного утопления в сопровождении плакальщицы, проводившей ритуал обращения к водному духу за возвращением утопленника.

Нивхи предпочитали кремировать тела утонувших, чтобы освободить их души, а ульчи хоронили их на берегу в специальных домиках с острогами и стружками, символизирующими путь обратно к воде. В сознании этих народов души утонувших находили пристанище у «водных людей» и нуждались в помощи в их загробном путешествии.

Негидальцы.

Согласно древним верованиям негидальцев, душа утонувшего человека превращалась в рыбу и становилась верным помощником водного духа.

Одним из наиболее значимых запретов было абсолютное табу на употребление рыбы в пищу для семьи утонувшего до завершения всех похоронных обрядов. Считалось, что душа утопленника, пока не будет предана земле, находится в состоянии перехода и может оказаться в пойманной рыбе, что могло привлечь гнев водного духа.

Сам процесс погребения утопленников у негидальцев имел свои уникальные особенности. В отличие от традиционных похорон, где тело укладывали на спину, утонувших хоронили у речного берега в положении на животе, в так называемой «рыбьей позе». Это символизировало их связь с водной стихией и их новую роль в подводном мире. Важной деталью было положение головы усопшего — она обязательно должна была быть направлена к воде, что подчеркивало путь в водный мир и готовность служить духу вод.

Женщины сталкивались с дополнительными ограничениями в течение целого года после похорон. Им запрещалось ходить по берегу в отрезке между могилой покойника и водой. Также было запрещено плавать на лодке рядом с участком реки, где произошли похороны, чтобы не нарушать покой духа вод и не привлекать несчастье.

Существовали и другие ограничения, касающиеся взаимодействия с семьей утонувшего. Членам других родов разрешалось брать рыбу у семьи погибшего человека, но только без головы. Это поведение символизировало почтение к душе усопшего и избегание вмешательства в сакральные дела. Семья покойного должна была соблюдать различные ограничения и обряды для обеспечения благоприятного перехода души в водный мир и предотвращения гнева духов.

Эти обычаи и запреты подчеркивали уважение к природе. Они служили как мерой защиты от возможных бедствий, так и проявлением глубокого уважения к умершим и их новому существованию в подводном царстве.