С 2022 года количество таких дел в нашей стране растет. При этом за посты в социальных сетях граждане получают достаточно серьезные наказания. Зачастую обвиняемые по делам о совершении преступлений против жизни и здоровья человека получают меньшие сроки. В обращении члена СПЧ Евы Меркачевой к президенту содержится просьба об устранении данного перекоса. Инициативу поддержали научное и адвокатское сообщества; перечень соответствующих инициатив по гуманизации законодательства Российской Федерации уже направлен в Госдуму, пишет rosbalt.ru
Ранее член СПЧ уже поднимала этот вопрос в конце минувшего года. Автор инициативы считает, что квалифицирование подобных преступлений как вымогательства в корне неверно. Вымогательство относится к категории особо тяжких преступлений, поэтому необходимо ставить вопрос о пересмотре правоприменительной практики с последующим смягчением наказаний.
В настоящее время дела о требовании денег под угрозой распространения нелицеприятной информации рассматриваются в рамках статьи 163 УК РФ. Но эксперты настаивают: происходящее в Telegram-каналах вымогательством не является.
Работающие с подобными делами адвокаты и правоохранители объясняют, что интернет-пост подпадает под категорию «длящегося деяния» — информация распространяется до тех пор, пока контент не удален.
Требование денег за удаление публикации сейчас трактуется как вымогательство, на деле не являясь таковым, утверждают представители научного сообщества.
В частности, доктор юридических наук профессор МГЮА Константин Ображиев рассказал, что после изучения ряда уголовных дел он утвердился во мнении, что требование оплатить удаление контента не может считаться шантажом под угрозой распространения информации, так как пост уже существует. В этом ученого поддержали практикующие адвокаты — согласно заявлению члена Адвокатской палаты Москвы Татьяны Пашкевич, если распространение сведений о человеке уже произошло, то и угрозы распространения быть не может.
На 14-м Конгрессе уголовного права также была вынесена на обсуждение тема необходимости пересмотра квалификации дел о Telegram-шантаже. Участники мероприятия пришли к выводу, что если человек принял решение заплатить за удаление нежелательных данных, в действиях создателей Telegram-канала не усматривается признаков вымогательства и других противоправных действий. Но в тех случаях, когда потерпевший не произвел оплату и ему предложили заплатить за удаление публикации, дело можно рассматривать в рамках статьи 179 УК РФ о принуждении к сделке.
Ученые и адвокаты уверены в необходимости откорректировать правоприменительную практику в России. В СПЧ создали список соответствующих инициатив, который уже поступил в Госдуму. В дальнейшем поправки будут сформулированы и отражены в УК РФ, пишет 360.ru.