Posted 19 июля, 23:15

Published 19 июля, 23:15

Modified 30 сентября, 05:37

Updated 30 сентября, 05:37

фрагмент сосуда

Невероятно талантливыми гончарами были предки амурских народов в Хабаровском крае

19 июля 2024, 23:15
Фото: Пресс-служба Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры». фрагмент сосуда

Талантливыми гончарами были предки амурских народов в Хабаровском крае

Уникальный фрагмент керамического сосуда, украшенного изображениями людей и животных, хранится не в музеях Хабаровска, а в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.

Этот выдающийся артефакт относится к периоду позднего неолита, охватывая промежуток времени от начала III тысячелетия до н. э. вплоть до первой четверти II тысячелетия до н. э. Этот сосуд древний гончар изготовил гораздо раньше чем легендарный Хуан-ди подчинил себе вождей отдельных племён и создал первое мифическое китайское государство.

Стоить напомнить, что именно на территории Хабаровского края около знаменитого Амурского моста была найдена самая древняя керамика в мире возрастом более 16 тысячи лет. В Японии аналогичная керамика появилась только через тысячу лет позже.

Изделие размером 21,6×18,6 см было обнаружено в 1965 году около села Вознесенское Амурского района во время археологической экспедиции, которую возглавлял выдающийся археолог Алексей Окладников. Находка этого керамического фрагмента стала знаковым событием, которое положило начало исследованию Вознесенской археологической культуры. Сама находка была встречена с огромным энтузиазмом и восторгом среди археологов, осознавших невиданную ранее историческую ценность и уникальность этого артефакта.

Неолитические племена, предки коренных малочисленных народов Приамурья, проживавшие в низовьях Амура, были известны своим мастерством не только в рыбной ловле, но и в изготовлении керамических изделий. Эти древние народы создавали изящные и функциональные предметы быта, на которых часто изображали сложные орнаменты и, вероятно, мифологические сюжеты.

До сих пор похожие орнаменты можно встретить на изделиях, изготовленных нанайскими, ульчскими, орочскими, удэгейскими и нивхскими мастерицами. Амурские народы трепетно хранят свою культуру.

Алексей Окладников, описывая этот уникальный артефакт, отмечал, что данный фрагмент сосуда представляет собой синкретический образ Женщины-прародительницы.

На фрагменте отчетливо видны очертания лица: нос, рот и глаза, выполненные в виде стилизованных рыб, что подчеркивало их символическое значение. Лоб украшает треугольная фигура, представляющая женский символ, тогда как надбровные дуги напоминают образ летящей птицы с распахнутыми крыльями, олицетворяя свободу и движение. На шее изображен ромб, символизирующий солнце, знак тепла и жизни, а у ног присутствует изображение тюленя с перепонками между пальцами, указывая на связь с морем и водными животными. Таким образом, этот комплексный образ объединяет черты женщины, птицы, рыбы, солнца и тюленя, демонстрируя глубокую символику и мифологические верования неолитических племен низовьев Амура.

Этот артефакт является одним из ключевых свидетельств культурного и религиозного наследия древних народов, живших на территории Хабаровского края. Изучение таких находок позволяет не только лучше понять уровень развития материальной культуры и художественного мастерства уникальной амурской цивилизации, но и проливает свет на мировоззрение, верования и социальную структуру народов, живших на берегу Амура.

И еще. Расстояние от Хабаровского края до Новосибирска больше, чем от Египта до Великобритании, где хранятся древние египетские артефакты. Сегодня амурские народы живут, мягко говоря, не богато. Как юному нанайцу, ульчу, орочу или удэгейцу прикоснуться к культурному наследию своих предков? По картинке или по пластмассовому муляжу?

По сути такая ситуация приводит к замалчиванию того, что Хабаровский край — это не дикий регион, что это древняя земля, пока еще плохо изученная, с уникальной древней культурой.

Подпишитесь