Posted 27 июня 2022,, 06:05

Published 27 июня 2022,, 06:05

Modified 31 августа 2022,, 05:07

Updated 31 августа 2022,, 05:07

Художникам запретили продавать картины в Хабаровске

27 июня 2022, 06:05
«Живописцы, окуните ваши кисти», — пел в свое время Булат Окуджава. Видимо, скоро окунать кисти хабаровским творцам будет не во что.

Местное отделение Союза Художников России приступило к заключению обновленных договором на использование мастерских в лице Акишкина Николая Сергеевича, председателя ХКО ВТОЩ «СХР», т.е Союза художников России. Заключает договоры г-н Акишкин с местными художниками.

Мероприятие вполне заурядное, плановое, не заслуживающее особого внимания, если бы не один пункт: «Не допускается использование творческой мастерской (студии) в предпринимательских целях, а так же в целях извлечения личных доходов».

Получается, что живописец, скульптор, художник по костюмам, ювелир или мастер декоративно-прикладного искусства, заключив договор на аренду мастерской, не имеет права продавать плоды своих рук?

Не содержится ли в этом пункте запрет на профессиональную деятельность художника?

Кто-то, не глядя, подписал документ, а кто-то, внимательно прочитав, решил не подписывать

— Благодаря этому договору, по моему мнению, художник лишается права на оплачиваемый труд и на собственность. Там есть такой пункт, в котором говорится, что если ты принес что-то в мастерскую, это становится собственностью Союза, — рассказал Анатолий Н., художественный стаж его составляет более 50-ти лет. — Новый договор меня сильно удивил. На стороне можно трудиться, а в творческой мастерской — нет.

Творцам говорят, что они пишут картины, сдают в салон, наживаются, а Союзу художников от этого ни холодно, ни жарко.

Насколько этот запрет на деятельность « в целях извлечения личных доходов» в художественных мастерских законен?

— Если исходить из буквального толкования, то договора, то строчка о том, что запрещается использовать творческую мастерскую в целях извлечения личных доходов, она говорит о том, что картины, которые будут написаны в этой студии, продавать художник не имеет права, — рассказал юрист Эдуард Черторинский. — Если же смотреть в содержательную часть и по аналогии обратиться к ситуации с некоммерческими организациями, которые регистрирует Минюст, и основной целью которых не является предпринимательская и коммерческая деятельность, то получается, что НКО не вправе заниматься деятельностью, приносящий прибыль и доход, как основной. При этом если они занимаются предпринимательством, как дополнительной деятельностью, и доходы они направляют на достижение уставных целей и задач, то проблем здесь никаких нет.

Допустим, получила общественная организация доход от субаренды, например, сдала художественные студии под ювелирные магазины и запустила доход на покрытие, хотя бы частичное аренды других мастерских, или на медицинское страхование простых членов организации. Почему бы и нет?

— В данном случае здесь возможна похожая ситуация, — уточняет эксперт. Главная цель любого художника — реализация творческого потенциала, создание объектов интеллектуальной собственности, участие в выставках, просвещение населения и т. д. Но при этом ему нужно покупать за какие-то средства кисти и краски. Если творец, продает картины, нарисованные в этой мастерской, и это дополнительный вид деятельности, для того, чтобы возместить расходы, то с этой точки зрения проблем нет.

Как этот договор толковать — в буквальном смысле или применять расширительное толкование, которое более логично? Возможно, что Союз подразумевает буквальное толкование. Тогда цель этого договора и условия коммерческие в принципе не очень отвечают здравому смыслу.

По словам юриста, получается, что художник должен иметь две мастерских. В одной он пишет картины для выставок, а в другой для того, чтобы продать.

— Возникает вопрос, как арендодатель это будет контролировать. Где была создана картина, которую продает художник? Дом или в мастерской? По сути, никак это не проконтролировать.

"