Posted 25 апреля 2019, 02:30
Published 25 апреля 2019, 02:30
Modified 20 августа 2024, 14:06
Updated 20 августа 2024, 14:06
В частности, сообщалось, что «…в январе-феврале 2019 года завод «Амурсталь» отправил по железной дороге 121,7 тыс. тонн металлопродукции, вместо планируемых первоначально 106 тыс. тонн» и это существенное достижение в работе дальневосточные металлурги показали, несмотря на то, что с января текущего года перестало действовать правительственное постановление, ограничивающее вывоз на экспорт металлолома из регионов ДФО.
Свою протекционистскую роль постановление безусловно сыграло, дав фору заводу «Амурсталь» в сфере закупки сырья в минувшем году. Что не преминули отметить директор завода Сергей Кузнецов, да и сам губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, супруга которого остается совладельцем завода с долей в 25% в уставном капитале ООО «Торэкс», владеющем всей «Амурсталью». Сергей Фургал, например, со знанием дела заверял в одном из своих интервью, что опасаться повторного «впадения в спячку» завода «Амурсталь» нет никаких оснований: «Возьму на себя смелость и скажу больше: завод будет наращивать объёмы. Есть проработанные программы развития этого предприятия. На нём завершается реконструкция, которую проводит итальянская компания, и это позволит работать более эффективно, с наименьшими затратами, увеличить производительность».
На чем зиждется такая уверенность губернатора Хабаровского края, чьим семейным предприятием можно считать «Амурсталь», нетрудно понять, зная о недавнем совещании вице-премьера Дмитрия Козака и металлургов, где речь шла о возможности замещения импорта металла отечественной продукцией: «…Компания «Торэкс», владелец завода, учитывает возможности повышения спроса на металл на Дальнем Востоке и готовится к конкурентной борьбе за заказы. А повышение спроса на металл наблюдается прежде всего в отечественном судостроении. Например, как сообщил ТАСС, судостроительный комплекс «Звезда» (Приморье) рассматривает возможность полностью заменить импортную сталь отечественной. …На комплексе «Звезда» проектом предполагается строительство тяжёлого стапеля, сухого дока, производственных цехов полного цикла... Так что металла потребуется много. Будет ли к такому предложению готов завод «Амурсталь», сейчас сказать трудно…»
В такие радужные перспективы долгожданного развития производства на многострадальном предприятии очень хочется верить. Однако предыдущий опыт в разрезе 10-15 последних лет, когда завод находился под контролем Александра Шишкина, а затем формально принадлежал Внешэкономбанку, а менеджерами предыдущей команды только управлялся, настораживает.
Этот длительный период деятельности «Амурстали» (носившей название «Амурметалл») был ознаменован неслыханным ростом долгов компании, на фоне постоянного получения этим предприятием кредитов под бюджетные гарантии правительства Хабаровского края в государственных Сбербанке, Газпромбанке и ВЭБе, общая сумма задолженности перед которыми росла, достигнув астрономической суммы в 35 миллиардов рублей.
Схема, по которой прежние владельцы наращивали долги вместо выпуска товарной продукции, давно известна: завод закупал сырье — металлолом — у двух компаний, ООО «Балтикмет» и ООО «УК АмурЧермет», которые были непосредственно аффилированы с его владельцем Александром Шишкиным и одним из директоров Александром Катуниным, являвшимся наряду с Вадимом Варшавским давним деловым партнером Александра Шишкина. Поэтому при закупке лома-сырья у «своих» фирм применялись т.н. «бонусные цены», на 8 – 10% выше среднерыночных, что приводило к убыткам металлургического завода порядка 500 млн. руб в год.
Отпуск готовой продукции с «Амурметалла» в те годы также осуществлялся через компании-посредники, Carbofer General Trading SA (54% реализации на внешнем рынке) и ООО «Балтикмет» (65% реализации на внутреннем рынке), также аффилированные с хозяином и управленцами завода, но в этом случае для «своих» фирм применялись не наценки, а скидки в 4 – 5% от рыночных цен, что также влекло убытки при сбыте продукции завода. При том, что в эти годы в ДФО также происходили грандиозные стройки, требовавшие роста поставок металла: объекты к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке, объекты космодрома «Восточный» и другие, поскромнее масштабами.
Только все эти обстоятельства тогда не помогли не только развитию, но и поддержанию производственной деятельности предприятия «Амурметалл» — схемы с аффилированными поставщиками и покупателями служили не развитию производства, а личному обогащению владельца, Александра Шишкина, который в кризисном 2008 году вдруг оказался в «золотой сотне» российских миллиардеров журнала «Форбс» с оценкой личного состояния в $ 2,3 млрд., тогда как долги предприятия по курсу на тот момент превысили $ 500 миллионов.
Почему приходится вспоминать эти «дела давно минувших дней»? Потому, что, во-первых, уже появлялись первые тревожные «звоночки»: информация о долгах «Амурстали» перед ПАО «Газпром газораспределение Дальний Восток» за поставки на завод природного газа, на сумму свыше миллиона долларов США по нынешнему курсу. Или то обстоятельство, что некоторая часть поставок «Амурстали» производится через компанию ООО «Торговый дом Амурсталь», зарегистрированное в г. Благовещенске, где учредителем на все 100% уставного капитала и директором является Алексей Фургал — родной брат губернатора Хабаровского края, супруга которого владеет 25% в уставном капитале самого завода «Амурсталь».
Ничего не напоминает эта схема деловых взаимоотношений? Особенно с учетом той же протекционистской политики по ограничению экспорта лома, к которой прибегал в свое время и Александр Шишкин. Но в те годы Сергей Фургал занимался бизнесом по экспорту металлолома и выступал против таких мер. А став совладельцем «Амурстали», высказался за эти меры. Что и дает основания опасаться повторения пройденного уже предприятием при Александре Шишкине и его партнерах пути к банкротству.