Posted 27 сентября 2019,, 05:12

Published 27 сентября 2019,, 05:12

Modified 31 августа 2022,, 05:12

Updated 31 августа 2022,, 05:12

Годовщина Сергея Фургала не обернулась «чудом» для Хабаровского края

27 сентября 2019, 05:12
После победы оппозиционера Сергея Фургала над действующим главой региона Вячеславом Шпортом во втором туре губернаторских выборов в сентябре 2018-го в Хабаровском крае воцарилась атмосфера воодушевления и позитивных ожиданий, сообщает Тranssibinfo

Однако несмотря на то, что оптимистов было большинство, голоса скептиков тоже звучали. И говорили они о том, что успех протестного голосования еще не означает, что с помощью этого голосования к власти пришел человек, способный поднять качество жизни в регионе. А еще о том, что судить нужно не по обещаниям, а по реальным делам. В общем, «оппозиционер» — еще не значит, хороший губернатор, равно как и «хороший человек» — не профессия.

А посему скептики не спешили делать выводы — они внимательно наблюдали за действиями губернатора и новой команды правительства региона, пытаясь анализировать и подводить промежуточные итоги в течение всего прошедшего года.

Когда реальных результатов скептики не обнаружили ни через три месяца, ни через полгода, оптимисты возражали — это слишком короткий срок, чтобы успеть сделать что-то значимое, Сергею Фургалу и его команде нужно дать время.

Итак, прошел год. Сегодня скептики апеллируют к показателям статистики, заявляя, что, если и есть какие результаты у Сергея Фургала, то они по большей части со знаком минус. Оптимисты, как водится, возражают, что и года недостаточно, чтобы в полной мере проявить себя на посту главы региона. Мол, разваливали Хабаровский край предшественники Фургала на протяжении десятка лет, а вы хотите от «народного губернатора» чудес всего за год.

Что ж. Все познается в сравнении. И лучший способ попытаться рассудить этот спор между скептиками и оптимистами — сравнить. Сравнить, как изменилась за год жизнь в Хабаровском крае и других дальневосточных регионах, где так же у руля находятся недавно пришедшие к власти губернаторы.

Первым напрашивается сравнение, конечно же, с ближайшим соседом — Приморьем, во главе которого с октября прошлого года находится Олег Кожемяко (сначала в статусе врио, а с декабря — избранного губернатора). И тут мы сразу упираемся в печальный для жителей Хабаровского края и радостный для населения Приморья факт — перенос столицы Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток. Указ президента об этом был подписан в декабре прошлого года. А ведь буквально за пару недель до этого Сергей Фургал безапелляционно заявлял, что «столицу мы никому не отдадим». Отдали. Вместе с прилагающимися к столичному статусу бонусами из федеральной казны.

С приходом Олега Кожемяко в Приморье начал действовать закон «О детях войны», принятие которого по ряду причин буксовало несколько лет. Благодаря этому закону еще 18,5 тысяч приморцев пожилого возраста, ранее не являвшихся льготниками, теперь получают денежные выплаты в размере 1000 рублей ко Дню Победы и ко Дню Окончания второй мировой войны, могут оформить на компенсацию расходов на капитальный ремонт и оплату услуг ЖКХ, а также ряд других льгот.

Сахалинский губернатор Валерий Лимаренко, приехавший в регион в качестве врио после перевод Олега Кожемяко в Приморье, а 8 сентября этого года выигравший губернаторские выборы, тоже добился дополнительных денежных выплат пенсионерам из областного бюджета. С сентября текущего года все жители Сахалина, вышедшие на пенсию по возрасту будут получать ежемесячную доплату в размере 1000 рублей.

В Хабаровском крае за год доходы пенсионеров не изменились. При том, что стоимость жизни выросла — увеличились тарифы ЖКХ, выросли цены на основные потребительские товары.

К слову, приморские «дети войны» получили в том числе и льготы по транспортному налогу. А на Сахалине так и вовсе транспортный налог при Валерии Лимаренко был снижен на 30 процентов. В Хабаровском же крае транспортны налог остается фактором социального напряжения. Предложенные краевыми депутатами дифференцированные ставки налога, зависящие не только от мощности двигателя, но и от возраста автомобиля, глава региона Сергей Фургал отклонил. В итоге транспортный налог в Хабаровском крае сейчас выше, чем в других дальневосточных субъектах. Многие жители края даже уводят своих «железных коней» на регистрацию в «приморский офшор». Бюджет Хабаровского края от этого только теряет, ну, а Приморью достается дополнительная копейка.

Что касается инвестиционного рейтинга регионов, то тут Хабаровский край сдает позиции, в то время как соседи, наоборот, их набирают или как минимум удерживают. Приморье в этом году стало одним из лидеров по темпам роста, улучшив свои позиции на 21 пункт и поднявшись с 76 на 55 место в Национальном рейтинге состояния инвестклимата. Амурская область, в которой губернатор Василий Орлов одновременно с Сергеем Фургалом отметил годовщину избрания, сохранила свои позиции, потеряв всего два пункта и переместившись с 35 на 37 места. А вот Хабаровский край, по итогам 2018 года демонстрировавший лучший на весь Дальний Восток результат и входивший в ТОП-20 рейтинга, с треском провалился вниз, упав в 2019 году с 18 аж на 39 место.

Целый год Сергей Фургал говорил о необходимости уравнять в правах на горячее питание всех школьников, независимо от социального статуса. Причем, говорил очень эмоционально, грозясь оставить без зарплаты чиновников правительства, а на вырученные деньги обеспечить полноценные обеды детям. Но когда доходило до дела, все время оказывалось, что реализации благой идеи мешают какие-либо бюрократические формальности. В итоге наступление равноправия в школьных столовых было перенесено на сентябрь 2019 года. Лишь к этому времени в бюджет края заложили дополнительные средства на финансирование питания детей из малообеспеченных семей. Теперь такие школьники получают точно такие же обеды, как и те ребята, питание которых из своего кармана оплачивают родители.

Упомянутый выше Василий Орлов — губернатор Амурской области — тоже уделил особое внимание вопросам организации школьного питания. Однако в Амурской области применили принципиально иной подход. Здесь бюджет полностью взял на себя расходы по питанию учеников младшей школы. Законопроект об этом был принят накануне учебного года — 30 августа. Василию Орлову от намерения до реализации потребовалось гораздо меньше времени — бесплатное питание ученики 1-4 классов начнут получать уже с 1 октября.

«У Фургала по сравнению с его соседями по регионам Дальнего Востока было больше всего времени для принятия прорывных законов или исполнения громких инициатив. Однако в итоге все ресурсы были брошены на удержание рейтингов, по многим направлением произошло распыление возможностей, которое привело к поверхностному результату. В итоге даже экспертному сообществу достаточно сложно на сегодняшний день перечислить реальные достижения губернатора Хабаровского края.

Да, удержание рейтинга позволило взлететь на самый верх и привести к власти своих сторонников. Но что с этим теперь делать? Вместо формирования коалиции в региона установилась монополия, а это означает ограниченность в ресурсах. Полагаю, что после такого стремительного взлёта, будет болезненное падение, ибо людям всё же нужны подтверждения слов реальными делами», — прокомментировал ситуацию политолог Павел Наливайко.

Согласен с этой позицией и другой эксперт — политолог Сергей Гребенюк, который также считает, что год — достаточный срок для того, чтобы оценить эффективность работы губернатора и его команды.

«Год – вполне достаточный срок для того, чтобы оценить эффективность работы губернатора и его команды. Понятно, что вряд ли возможно провести какие-то глобальные преобразования в регионе за это время, но основной вектор работы становится понятен. Губернаторы других дальневосточных регионов, занявшие свои посты в прошлом году, уже продемонстрировали какие-то осязаемые успехи. На этом фоне Хабаровский край смотрится особняком. Кризис в экономике, бюджетный дефицит, ряд нерешенных вопросов в социальной сфере - при этом каких-либо перспектив по решению этих проблем власть не демонстрирует. Во многом это обусловлено теми целями, на которых фокусировались Сергей Фургал и его команда в первый год работы. А цели эти в первую очередь политические - захват и расширение личной власти в регионе, сохранение высокого рейтинга и уровня поддержки населения.

Для достижения этих целей использовалась в основном популистская риторика, большое внимание уделялось формированию позитивной повестки вокруг Сергея Фургала. При этом это не повестка реальных достижений. Складывается такое впечатление, что Сергей Фургал и не выходил из режима предвыборной кампании. При этом нельзя не признать, что на свой имидж он этот год отработал очень хорошо, даже расширив свою поддержку населением региона. Фургал - в первую очередь профессиональный политик. Это неплохо для губернатора, однако при главах-политиках всегда есть замы, которые закрывают хозяйственные вопросы. Сергею Фургалу, равно как и в его команде, не хватает опыта реального государственного управления. Сегодня в Хабаровском крае действует некая авторитарная модель управления - есть губернатор, вокруг него куча разных чиновников, которые не обладают реальной властью и не могут влиять на итоговые решение правительства и тем более губернатора. То есть как таковой команды нет. Именно это во много и привело к такой ситуации, когда личный рейтинг Фургала остается высоким, и даже растет, а регион - один из немногих, который не может похвастаться никакими реальными результатами.

Сейчас Сергею Фургалу ничего не остается, кроме как начать работать. Второй год подряд кормить население завтраками будет невозможно, неподкреплённые ничем не ожидания не могут копиться бесконечно. Продолжать мобилизовывать своих сторонников против каких-то внутренних или внешних врагов тоже уже не получится. Тем более, что внутри региона врагов после прошедших в сентябре выборов уже не осталось. Для сохранения того уровня поддержки, который у него есть сегодня, губернатору придется демонстрировать реальные достижения. В противном случае его рейтинг начнет неминуемо падать.», — говорит Сергей Гребенюк.

"