Posted 31 марта 2022,, 23:45

Published 31 марта 2022,, 23:45

Modified 31 августа 2022,, 05:10

Updated 31 августа 2022,, 05:10

Лососей в Хабаровском крае возможно сохранить только на научной основе

31 марта 2022, 23:45
Об этом заявили на круглом столе, посвященном проблеме исчезновения этого вида рыб.

Напомним, что практически уничтожены популяции летней кеты и горбуши в Амуре. Нерестилища осенней кеты в прошлом году были пусты. Для коренных амурских народов лососевые породы рыб — основа этнического питания. Вымиранием этих народов грозит исчезновение из рациона кеты и горбуши.

Однако, это, по всей вероятности, мало волнует рыбопромышленников и науку, которую они финансируют. ХабаровскНИРО не является структурным подразделением российской Академии наук.

В Хабаровске состоялся круглый стол, посвященный теме сохранения тихоокеанских лососей, где обсуждались, главным образом, научные вопросы, что делало мероприятие вдвойне интересным. Не случайно и руководитель ХабаровскНИРО Денис Коцюк, и другие сотрудники института не только обозначали проблемы, но и презентовали современную систему научного мониторинга нерестилищ на основе цифровизации.

Это по их позволит усовершенствовать методику подсчетов и скажется на прогнозировании.

Напомним, что ранее прогнозы в два раза были выше фактического вылова, т. е. арифметическая ошибка была чуть ли не выше 50%. Это приводило к переловам рыбы на Амуре, что, в том числе и привело к «рыбной» катастрофе.

Дискуссия коснулась и остальных тем, среди которых особое место занимает ситуация с браконьерством. Теневой промысел вполне сопоставим по своим объемам с промышленным. А это — уничтожение государственного ресурса.

Часто в браконьерстве обвиняют представителей КМНС, чьи предки тысячелетиями жили на Амуре и ловили рыбу. Стоит отметить, что коренные народы живут небогато, и у них нет ни современных катеров, ни современных орудий для рыбалки. Сегодняшние же браконьеры оснащены современнейшими средствами.

Пожалуй, стоит привести мнение ихтиолога Сергея Золотухина, кандидата биологических наук.

— Когда мы говорим о сохранении и воспроизводстве любого вида животных, в том числе и рыбы, необходимо выделить так называемую сохраняемую численность, т.е меньшее количество кеты или горбуши на нерестилище не пропустить нельзя. В идеале мы должны иметь хотя бы пятьдесят особей на сто квадратных метров. Например, 16 тысяч тонн осенней кеты на весь Амур. Это не такое большое количество, — считает ученый.

В этом году в лучшем случае фиксировались два-три экземпляра на нерестилищах. Вся остальная рыба осталась в заездках рыбопромышленников.

Исключая Николаевский район, не было проблем с браконьерами в прошлом году. Нет рыбы — нет и браконьеров.

Обязательно должен быть годовой цикл серьезной научной работы, считает ихтиолог. Должен быть очень серьезный независимый мониторинг промышленного вылова. Нужны учеты рыбы на нерестилищах и весенней молоди. Пять процентов от скатывающейся молоди возвращается обратно в Амур. По этому показателю будет понятно, насколько правильно была посчитана рыба на нерестилищах и как икра перезимовала.

— Число реальных скатов молоди дает право на выделение реальных лимитов на вылов, а не уловы прошлых лет, как это делается. Управление стадами рыб, конечно же, нужно перестраивать. Нужно перестраиваться от нужд промысловиков к тому, что нужно делать, чтобы не загубить популяции рыб.

Что касается населения, то нужно с одной стороны воспитывать, а с другой стороны наказывать. В том, что нет рыбы, виноваты все. Нужно разбираться со всеми, иначе просто не будет рыбы.

Два варианта. Или сейчас вводить очень жесткие непопулярные меры. Или через десять лет, а я это гарантирую, в Амуре кеты не будет. Инициатива должна идти от властей.

"