Posted 7 апреля 2021,, 09:27

Published 7 апреля 2021,, 09:27

Modified 31 августа 2022,, 05:14

Updated 31 августа 2022,, 05:14

Энергетики ищут, чем залатать «черную дыру» в бюджете, появившуюся после пандемии

7 апреля 2021, 09:27
Ресурсоснабжающие организации изо в день в день ведут незримую борьбу с неплательщиками. Ситуацию усугубила пандемия COVID-19: послабления для населения в самый жесткий период обернулись «жесткачом» для энергетиков. Есть ли свет в конце это туннеля — выяснял корреспондент Транссибинфо.

Исполнился год мораторию на пени по коммунальным платежам, квитанциям за свет, газ и воду. 6 апреля прошлого года был сделан подарок людям, который лег, в общем-то, ярмом на ресурсников.

Ситуация сложилась двоякая: с одной стороны — помогли людям в период экономических трудностей (в особенности тем, кто потерял работу или был отправлен в бессрочный отпуск без содержания), с другой — расслабили даже тех, кто обычно старался долги не копить и даже на фоне «ковидного» кризиса вполне оставался на плаву. Действие отсрочки взысканий по долгам за ЖКХ и начислению пени закончилось с боем новогодних курантов, однако история с аккуратным погашением долгов растянулась как в анекдоте про новогоднюю елку — сильно после марта.

Росстат подсчитал, что на данный момент долги жителей нашей страны перед поставщиками коммунальных услуг определяются числами со многими нулями. За время коронавирусных ограничений общий долг потребителей вырос на 55 млрд рублей и равняется сейчас 625 млрд. Ресурсоснабжающие компании России недополучили от потребителей в прошлом году только за тепло около 150 млрд рублей. Это — без учета выпадающих доходов по поставкам электроэнергии и газа. И этот маховик продолжает раскручиваться: за первый месяц 2021 года энергетики недополучили 28,7 млрд рублей, а общий долг в теплоэнергетике составил 237,9 млрд рублей. Отчасти это «безвозвратный кредит» — некоторые организации попросту прекратили свою деятельность, в т. ч. управляющие компании и ТСЖ — многие из них и сейчас неуклонно двигаются в направлении арбитража и процедуры банкротства,

— Дальневосточный федеральный округ в этом смысле не выделяется на фоне других регионов: долги накопились по всей стране одинаково, и везде сразу заметно возросла аварийность на теплосетях. Это разрешение не платить будет сказываться на энергетике еще несколько лет, — считает президент некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов.

Он привел в пример Азербайджан, где закон суров по отношению к неплательщикам и разрешает сразу лишать должников коммунальных благ. Это чрезвычайно стимулирует воздержание от накопления долгов по квитанциям.

АО «Дальневосточная генерирующая компания» в 2020 году из-за моратория отменила акцию по списанию пени. Хотя опыт был успешным: в 2018 году почти 50 тысяч абонентов, задолжавших «ДГК» за отопление о горячую воду, расплатились на сумму 235 млн рублей.

Кризис — кризисом, а Министерство экономического развития РФ ставит перед регионами страны задачу увеличения показателей энергоэффективности к 2050 году вдвое. Об этом директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии ведомства Петр Бобылев проинформировал заинтересованные структуры в марте этого года. Он считает, что прогресс в этой сфере может быть обеспечен за счет модернизации ТЭЦ и ввода в эксплуатацию новых мощностей.

Об инструментах этого процесса в ходе февральского межрегионального онлайн-семинара говорил замглавы Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Георгий Попов. Его доклад был посвящен созданию целевой модели рынка тепла. При этом эксперт отметил, что важную роль должен сыграть переход к ней муниципалитетов.

Ключевыми понятиями новой модели являются альтернативные котельные и ценовые зоны теплоснабжения. Суть — в справедливом способе расчета тарифов. Справедливость в данном случае определяется единым предельным уровнем цены для потребителей, который устанавливается регулятором. Внедрение метода альтернативной котельной предполагает расчет стоимости тепловой энергии по единому для всей страны образцу. Единый подход для всех компаний равнозначен исключению дискриминации в ценах для потребителей одного муниципального образования или системы теплоснабжения. Просто и понятно — вот залог для инвестиций в теплоснабжение и потенциальный путь формирования базы развития систем теплоснабжения.

Такой механизм, по словам Георгия Попова, позволяет формировать долгосрочные отношения с теплоснабжающими предприятиями. А это, в свою очередь, дает возможность реализации масштабных инвестпрограмм и прогнозирования предсказуемой цены тепла в перспективе до десяти лет. Новая модель способна удвоить инвестиции в сравнении с аналогичным показателем при существующем порядке тарифного регулирования.

Сейчас целевую модель рынка тепла используют 18 муниципалитетов страны. Там в ближайшее время ожидается кратный рост инвестиций, которые оцениваются предварительно в 120 млрд рублей.

Там, где уже введен новый принцип тарифного регулирования, актуализируется еще один термин: единая теплоснабжающая организация (ЕТО). ЕТО отвечает за качество перед потребителем и за развитие — перед государством. При этом государство гарантирует ЕТО окупаемость, возврат инвестиций и то, что у предприятия останется вся прибыль от сокращения издержек.

Как это выглядит на практике? Крупные энергокомпании дают потребителям так называемую добровольную скидку и берут на себя социальные обязательства продавать тепло по цене ниже предельного уровня, обозначенного в расчетах альтернативной котельной. Выигрывает потребитель, который получает сдержанный тариф. Выигрывает и муниципалитет: в статусе ЕТО появляется организация, которая несет ответственность за качественное теплоснабжение потребителей. Плюс метод альткотельной помогает местной власти привлечь средства для модернизации теплоснабжения и решения проблем в отрасли.

Решение о переходе на ценовую зону теплоснабжения и метод альткотельной — дело муниципальных и региональных властей. В Амурской области пилот апробируется в Благовещенске и поселках Прогресс и Чигири: соответствующее согласование должно дать Минэнерго России. Завершить переход на метод альтернативной котельной в рамках данного проекта планируется летом 2021 года.

Однако не всем регионам новая модель пришлась по душе. Кое-где местные чиновники, заручившись негласной поддержкой элитариев, саботируют энергетический прогресс. В частности, рекомендованный Минэнерго переход тормозят в Бурятии и Забайкалье, тогда как именно в этих регионах наиболее остро стоит проблема модернизации теплостанций и переключения частного сектора на централизованное отопление. Это не только порадует население в плане экономии семейных бюджетов, но и сделает воздух в региональных центрах намного чище.