Posted 6 октября 2020,, 22:23

Published 6 октября 2020,, 22:23

Modified 31 августа 2022,, 05:11

Updated 31 августа 2022,, 05:11

Политолог: у любого протеста всегда есть конкретный бенефициар

6 октября 2020, 22:23
Очаги протестной активности то и дело возникают в том или ином регионе России, сообщает Транссибинфо.

И если одиночные пикеты, флешмобы и перфомансы — это, как правило, народный креатив, то природа массовых акций все чаще имеет сомнительный характер, порождая дискуссию об организации протеста как о технологии влияния на власть, политических оппонентов, а чаще всего — конкурентов в бизнесе.

За львиной долей массовых протестов сегодня стоят экономические интересы. Как правило, они неочевидны — надежно замаскированы экологическими, правозащитными и тому подобными лозунгами во имя добра. Именно поэтому в большинстве случаев известны лишь организаторам, но не самим участникам протестных акций. Именно этот фактор, к примеру, в последние годы сильно скомпрометировал экологическое движение, сделав слово «экоактивист» практически синонимом понятию «профессиональный шантажист».

Ярким примером, подтверждающим данную гипотезу, являются и проходящие сегодня акции протеста во Владивостокском морском торговом порту, где на передовой сотни обычных работяг, защищающих опального гендиректора, а за кадром корпоративный конфликт в группе компаний FESCO, в котором докеры ВМТП — лишь пешки на шахматной доске в игре на большие деньги.

«Механизм зарождения протестной акции — это всегда симбиоз импульса снизу и некой организующей силы, которая ловит эту волну и управляет развитием ситуации в собственных интересах. Не совсем корректно было бы утверждать, что протест — это результат применения организационной технологии, и что его можно вот так запросто устроить под чей-то заказ. Все-таки он всегда возникает вокруг какой-то реально существующей проблемы.

Но то, что у любого протеста всегда есть конкретный заинтересант, который подогревает его, управляет им — это бесспорный факт. Ведь крупную рыбу гораздо проще ловить в мутной воде. Смута — это, прежде всего, благоприятные условия для манипуляций. Поэтому за ней всегда стоит тот, кому это выгодно», — считает политолог Андрей Кудисов.

А вот появляться в нужное время в нужном месте, чтобы возглавить протест, который только назревает, по мнению эксперта, — это действительно на первый взгляд тонкое искусство, а на самом деле уже технология.

«Сегодня — это уже технология, владение которой приносит прибыль и поэтому постоянно совершенствуется. Те, кто делает деньги на протестах, мониторят ситуацию и знают, где и кому их услуги могут понадобиться в ближайшее время», — отмечает политолог.

Действительно, спонтанные акции протеста никогда не бывают длительными. Факт перехода открытого протеста в хроническую стадию всегда говорит о том, что кто-то вливает в этот процесс немалые ресурсы. Если внимательнее присмотреться к таким протестам, видно, что они неплохо подкреплены материально: организация коммуникаций, транспаранты, листовки, звуковое оборудование — все это стоит денег и немалых. И в этом случае всегда имеет смысл задавать вопрос: «За чей счет банкет?».

"