Posted 7 октября 2021,, 00:14

Published 7 октября 2021,, 00:14

Modified 31 августа 2022,, 05:15

Updated 31 августа 2022,, 05:15

На Камчатке нашли новый памятник археологии

7 октября 2021, 00:14
Стоянке древних людей около двух тысяч лет, сообщает Транссибинфо со ссылкой на сообщение охраны объектов культурного наследия Камчатского края.

В соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия сведения о местонахождении объектов археологического наследия опубликованию не подлежат. Однако, специалисты уточнили, что, но стоянка обнаружена в Елизовском районе.

Среди находок были обнаружены ножи, скребки, наконечники стрел и другие артефакты.

Объекты археологического наследия

На сегодняшний день на территории Камчатского края расположено 712 выявленных объектов археологического наследия. В основном, это стоянки древних людей эпохи палеолита и неолита.

29 объектов найдено в Петропавловске-Камчатском, два в Елизовском районе. Три объекта в Усть-Камчатском районе, том числе ушковская стоянка эпохи палеолита и неолита.Объекты археологического наследия есть в Тигильском, Пенжинском, Карагинском, Усть-Камчатском, Быстринском районах.

Каждый объект внесен в Единый реестр ОКН, имеет паспорт, границы территории, определен объект охраны, стометровые защитные зоны, собственники имеют охранные обязательства, которые устанавливают требования к сохранению, содержанию и использованию, к обеспечению доступа, к размещению наружной рекламы на ОКН.

Коряки

Стоит отметить, что полуостров был своего рода перевалочной базой для тех древних охотников, которые вслед за дикими животными, по беренгийскому ледяному мосту проникли в Северную Америку сорок тысяч лет назад.

Наиболее древние следы пребывания человека эпохи верхнего палеолита на Камчатском полуострове обнаружены археологами в 18 километрах от поселка Козыревска на Ушковском озере. Это однииз немногих на Дальнем Востоке следы пребывания столь древнего возраста: оно существовало 13—14 тысяч лет назад, а возможно, и раньше.

Один из древнейших народов Камчатки — коряки. Как полагают исследователи, этот народ появился на полуострове более 15-ти тысяч лет назад. Наряду с нивхами, которые сегодня живут в Хабаровском крае и на Сахалине, и айнами коряки создатели Охотской культуры, ставшей субстратов для всех народов Дальнего Востока, включая Корею и Японию.

Айны

Кстати, на самом юге полуострова сохранились географические названия айнского происхождения. С Северных Курил представители этого народа переселились на Камчатку. Сегодня чуть 94 камчадала себя называют айнами — самого загадочного дальневосточного народа.

В русских источниках XVII в., т. е. уже во время похода по Амуру Василия Пояркова, айнов стали называть «черными людьми» или куями, а на Охотском побережье в XVIII в. их именовали кувами. Представители айнского этноса, жившие на юге Камчатки и Курильских островах, обозначались русскими как «курилы», «курильцы», «мохнатые курильцы». В середине XVIII в. русский исследователь северо-востока Сибири Степан Крашенинников предложил айнов Камчатки и острова Шумшу, смешавшихся с ительменами, называть «непрямые курилы», в отличие от чистокровных «прямых курилов» острова Парамушир.

В 1875 году, когда Курильские острова были отданы Японии, часть жителей островов Шумшу и Парамушир переселились на Камчатку и жили в селах Явино и Голыгино — в местах исконного проживания курильских камчадалов. Позже, уже при Советской власти в период укрупнения рыболовецких колхозов многие жители этих сел переехали на постоянное жительство в село Запорожье Усть-Большерецкого района.

Стоит добить, что как и коряки они появились на острове более 15-ти тысяч лет назад.

Ительмены

Ительмены, которых иногда называют камчатскими индейцами, так же появились на полуострове в глубокой древности. Ученые нашли схожие гены у индейцев североамериканского племени навахо и аляскинских тлинкитов. Визиты ительменов к оставшимся представителям племен подтвердили наличие схожих элементов в культуре, обрядах, мифологии.

На родство указывала уникальная археологическая находка середины ХХ века, обнаруженная русскими археологами на берегу Ушковского озера. Было установлено, что древнему захоронению более 15 000 лет. В могиле с ительменами обнаружен слой охры, т. е. тела умерших перед погребением посыпались этим древним пигментом. Такой манерой захоронений не пользовался ни один известный сегодня народ Камчатки. Этот обычай широко распространен у индейцев Северной Америки.

Уже в I тысячелетии до н. э. была заселена большая часть территории полуострова. Тогда же у коренных народов сформировались специализации: ительмены — рыболовы, а коряки занялись охотой и промыслом морского зверя.

Камчатская цивилизация

Весной прошлого года сотрудники Камчатского археологического отряда Института археологии РАН исследовали 35 открытых поселений в долине реки Камчатка и впервые составили их точные топографические планы. Оказалось, что задолго до начала русской колонизации на Камчатке существовала развитая цивилизация.

Стоит отметить, что толком только совсем недавно археологи обратили внимание на Камчатку. Была исследована территория около поселка Ключи на реке Камчатка и окрестностях озера Ажабачье. По берегам реки на протяжении 10 километров были расположены множество поселений. Это были не городища, а, скорее, укрепленные городища.

Плотность древних поселений здесь, как считают ученые, намного превосходит, например, концентрацию селений в долине Москва-реки в железном веке

Большинство стоянок имеют культурный слой, перекрытый пеплом вулкана Ксудач, который извергался 1800 лет назад.

Поселения на реке Ажабачья появились не менее двух тысяч лет назад и обезлюдили в XVI–XVII веках м приходом казаков на Камчатку.

— Это была цивилизация ездовых собаководов. У них не было домашнего скота, но зато были собаки, с помощью которых они могли перемещаться на огромные расстояния, — объяснил Николай Кренке, сотрудник ИА РАН. -Мы только сейчас начинаем осознавать масштабы культурного наследия Камчатки как археологического источника. Все памятники, которые находятся практически на поверхности, не разрушены, не распаханы, и у нас есть реальный шанс получить данные о процессах, происходивших в этом месте практически во все периоды его заселения, от палеолита до этнографического времени. И наша ближайшая задача — определить стратегию обращения с этим наследием, чтобы сохранить и полноценно исследовать его. Совершенно необходимым является придание этой территории статуса историко-природного заповедника.

Если говорить о корякской культуре, то туристам следует побывать в этокультурном стойбище «Кайныран», которое расположено в долине реки Колокольникова, где как на ладони видны Корякский и Авачинский вулканы. Его название по-корякски значит «медвежий дом». Там можно своими глазами увидеть старинные обычаи, побывать на экскурсии по этнодеревне, посидеть в настоящей, покрытой шкурами яранге, и, конечно, приобрести сувениры, сделанные местными мастерами из кости и разных пород дерева.

В «Кайныране» туристам предлагают научиться основным движениям народных танцев, сделать памятное фото в национальных костюмах, летом — прокатиться по живописным окрестностям на лошади, а в зимнюю пору — на упряжке, запряжённой собаками. Гостеприимные хозяева даже угощают туристов настоянном на травах корякским чаем и очень вкусной камчатской ухой.

"