Posted 14 апреля 2020, 08:25
Published 14 апреля 2020, 08:25
Modified 20 августа, 14:02
Updated 20 августа, 14:02
Об этом говорится в письме к губернатору Сергею Фургалу, подписанное 200-ми представителями коренных малочисленных народов Хабаровского края, — пишет ИА АмурПресс. Аналогичное обращение отправлено в Государственную Думу и Совет Федерации РФ
Охотой и рыбалкой занимались амурские народы на протяжении даже не нескольких тысячелетий. Так, нивхи появились на Дальнем Востоке больше 20 тысяч лет назад, ульчи, согласно генетическому исследованию, — прямые потомки охотников и рыболовов, живших на Амуре более 7-ми тысяч назад. Именно на Амуре найдены самые древние в мире блесна и керамика. В глиняных горшках более 13-ти тысяч назад далекие предки амурских народов варили уху из речной рыбы.
Для народов, чья историческая Родина — Хабаровский край, рыба — не просто еда, это источник жизни, без нее представители этой уникальной речной цивилизации болеют и рано уходят из жизни. В крае квота на одного представителя КМНС 50 килограммов красной рыбы, а на Сахалине местных аборигенам — 300.
Вернемся к письму. Коренные жители Хабаровского края говорят об ущемлении их законных прав уже не первый год. Но сейчас ситуация, судя по всему, дошла до предела.
Положение с промыслом лососевых ухудшается с каждым годом, и эта становится в первую очередь проблемой амурских аборигенов.
Любовь Одзял, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края, считает, для того, чтобы сохранить популяцию лососевых рыб, нужно добычу рыбы на Амуре на время запретить.
— Мы ждем с ужасом 2021-й год. Это будет настоящая катастрофа. В Амур должна вернуться кета 2017 -го, а тогда до нерестилищ практически не дошло ничего, — рассказала Любовь Одзял.
На севере Хабаровского края в этом году не было мартовской корюшки. Скорее всего, не будет и горбуши, и летней кеты. Как жить аборигенам?
— Кто должен в приоритетном порядке ловить рыбу? Все, кто живёт на берегах Амура по 15 и более лет, независимо от национальности. Ловят ли рыбу браконьеры под маской КМНС? Да, так оно и есть, но это происходит из-за того, что заявки в территориальное управление Росрыболовства подают все, кто хочет, и никто их не контролирует, — считает один из подписантов письма, глава администрации села Сусанино Леонид Чурбаш.
Возмущены представители КМНС и системой распределения лимитов добычи охотничьих ресурсов на территории охотугодий края.
— Социальная программа по обеспечению продукцией охоты социально незащищенных групп населения, предложенная нам министерством природных ресурсов края, сорвана, — утверждают представители КМНС. — Малоимущие граждане, инвалиды, семьи с несовершеннолетними детьми и неполные семьи, пенсионеры из числа КМНС не получили мяса диких животных в прошлом и в этом году.
В чем причина? Все просто. Федеральное законодательство гласит о том, что охотникам из коренных народов никакие лицензии и путевки не нужны, просто нужно поставить отметки в охотничьих удостоверениях. Региональные органы власти эти отметки ставить. Итогом стало запугивание уголовной ответственностью и огромными штрафами за традиционную охоту без лицензий и путевок
Существенно ухудшила условия жизни коренных народов и значительное сокращение территорий традиционного природопользования. Несколько лет назад в 14 районах края были изъяты земельные участки из особо охраняемых территорий традиционного природопользования.
— У нас отбирали земли, на которых охотились наши предки, — говорится в письме. — Мы не берем от природы больше, чем надо для обеспечения своей семьи, потому что это наша родная земля, из года в год мы возвращаемся и приводим сюда наших подрастающих детей для передачи им навыков традиционных промыслов КМНС. Охота, рыбалка, сбор дикоросов — это не только единственный и законный источник нашего существования, а сама наша жизнь.
Как издевка прозвучало идея представителя министерства природных ресурсов Хабаровского края о том, что это должно стимулировать аборигенов на оформление дальневосточного гектара.,
—И даже если каждый из нас оформит гектар, суммарно выйдет менее 22 тысяч 861 гектара. А у нас отобрали около 15 миллионов гектаров площади, — сообщают представители амурских аборигенов. Ликвидируя территории традиционного природопользования нас — жителей тайги — загоняют в резервации, находящиеся вблизи населенных пунктов.
Для продуктивной охоты необходима площадь не менее тридцати тысяч гектаров тайги. Пуля летит на расстояние пяти километров, а аборигенам предлагают вести охоту на участке 100 на 100 метров. Там даже сбор дикоросов не организуешь.
Кстати, согласно нанайским традициям, мальчик не становился мужчиной до тех пор, пока не добудет своего первого медведя.
Авторы письма просят оградить от произвола региональных чиновников. В том, что происходит они видят ярко выраженную коррупционную составляющую, лоббирование коммерческих интересов сил, не имеющих никакого отношения ни к Хабаровскому краю, а уж тем более к коренным народам.
Одна из причин — кадровая политика.
— Привлекать на работу необходимо специалистов с профильным образованием, в том числе — из числа КМНС, а не только отставных пенсионеров, бывших сотрудников органов внутренних дел, — уверены авторы письма.
-Ситуация с сохранением культуры, сохранностью как таковых амурских народов — критическая. И ничего не делается, чтобы выправить эту ситуацию, — считает Леонид Сунгоркин, глава общественного объединения по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья. - Нужно в корне реформировать систему взаимоотношений власти и КМНС в крае.