Posted 23 августа 2020, 03:48
Published 23 августа 2020, 03:48
Modified 20 августа, 14:14
Updated 20 августа, 14:14
Акунка Бутунгари, прадед Елены Коноплянко, был старейшиной общины орочей Хуту-Дата, расположенной на берегу реки Тумнин.
«Благодаря нашему предку был спасен отряд Арсеньева в экспедиции 1908 году по горной области Сихотэ-Алиня, — рассказал Елена, председатель Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района, корреспонденту издания „Хабаровский край сегодня“. — Когда Арсеньев со спутниками, сплавляясь по реке Буту, потерпели крушение, потеряв лодку, оружие и припасы. Дальше они шли по тайге пешком».
Отряду приходилось питаться сырыми грибами или отбирать добычу у своих же собак. После трехнедельных скитаний силы покинули путешественников, и они буквально приготовились умирать. Кроме голода им грозили ночные заморозки — в начале сентября в приморской тайге выпадает первый снег. Именно в это время они услышали выстрелы. И вскоре встретили отряд орочей, которые шли им навстречу.
Так Акунка Бутунгари познакомился с Владимиром Арсеньевым.
«Прадед в качестве проводника сопровождал отряд Арсеньева по побережью. За услуги, оказанные экспедиции, Федор Бутунгари получил от царя серебряную медаль»
В 1963 году туристами на месте спасения экспедиции была установлена памятная табличка.
Орочей из Императорской Гавани, после революции переименованной в Советскую Гавань, Арсеньев называл своими друзьями. Писатель пользовался большим авторитетом среди коренных жителей Приамурья. Когда на Дальний Восток пришла советская власть, орочи обратились к Арсеньеву за советом — что делать? Арсеньев предложил им организовать коллективное хозяйство. Так появился сельсовет и колхоз «Ороч».
В семье Елены Коноплянко две дочери, одна из которых — Ольга окончила медицинский университет. В этом году по инициативе дочери они поучаствовали в краевом конкурсе «Семья года», а затем представляли Хабаровский край на Всероссийском конкурсе «Семья года — 2020», где стали лучшими в номинации «Семья — хранитель традиций».
«Наши предки жили в гармонии с природой и нас учили никогда не брать у природы ничего лишнего. Когда я была молодая, мы так же выходили на море, ставили стойбище на берегу. Никаких объемов мы не считали — заготавливали, сколько нужно на семью, и все. Потом власти начали вмешиваться, рыбы стало меньше. И специфика традиционного образа жизни ушла. После того как мы приняли участие в конкурсе, про нас журналисты написали — какая мы замечательная семья. А я вот спрашиваю — почему потомкам Бутунгари не дают права на традиционный образ жизни?» — говорит Елена Коноплянко.