Posted 9 сентября 2022, 03:24

Published 9 сентября 2022, 03:24

Modified 9 сентября 2022, 03:33

Updated 9 сентября 2022, 03:33

Сазан был главной рыбой на празднике осенней кеты в Хабаровском крае

9 сентября 2022, 03:24
Фото: Пресс-служба администрации Нанайского района
Каждый год проводится праздник главной рыбы коренных амурских народов. До сих пор они кормят духов огня и воды, чтобы рыбалка была удачной.

Когда-то перед началом летней путины в день летнего солнцестояния нанайцы праздновали Новый год.  Вот уже несколько лет запрещен вылов  летней кеты.  Одна надежда на осеннюю. Вот и придумали Праздник первой осенней кеты. Однако, шестой год практически не  доходит рыба до Нанайского района. Почти вся остается в заездах рыбопромышленников  да в сетях промышленных браконьеров в устье Амура.

Обычно в устье Амура осенняя кета проявляла миграционную активность 26 августа и 6–7 сентября. В этом году оживления в устье Амура практически не было.  С начала осенней путины рыбопромышленники на нижнем Амуре отловили только около 800 тонн кеты из разрешённых четырёх с половиной тысяч тонн.


— Шторма мешают рыбалке? Нет, это безрыбье мешает рыбалке. Неужели до сих пор не поняли, что рыбы не будет ещё лет десять? —  считает ихтиолог, кандидат биологических наук Сергей Золотухин.

Кета — основная часть этнического питания коренных амурских народов. Их предки тысячелетиями ее ели. В ход все шло — кожа, кости. Из костей делали украшения и погремушки для детей. Из кожи шили одежду. Из рыбьего мяса вялили юколу.  Вот потому и называли летний Новый год женским. Наловить — полбеды, надо все заготовить, чтобы продуктов до следующей путины, потому и Новый год называли женским.


На осень перенесли праздник. «Боло давани аня» называют его нанайцы – Праздник осенней кеты. Традиционно он проводится в национальном селе Джари Нанайского района. Приехали в этом году практически из всех национальных сел муниципалитета, гости из Амурского района и  Хабаровска.

Покормили духа огня Подю, чтобы жилища защищал, чтобы дети вырастали здоровыми, девочки красавицами, а мальчики – мэргенами –богатырями . Покормили и духа воды, приговаривая: «Дай, Тэму, бог воды, нам много рыбы. Вот тебе наше угощение!».

Нанайцы клали в берестяные туески национальную еду, спускали на воду по течению и желали, чтобы рыбаков хранил дух, чтобы лодки не переворачивал, чтобы косяки рыбы гнал в сети.

Зрителям представили концертную программу национальных творческих коллективов «Ботамди дярини» («Песня рыбака»).


В конкурсе национальных блюд участвовали хозяюшки. Конечно, женщины постарались, на славу удался конкурс. Чего только не было! Тут и пельмени — бианси, тут и нанайская халва — такса, красная икра, салат из рыбьих желудков. Хлебосольны нанайцы, а как же иначе?

А еще команды в составе 3 человек проявили свои творческие способности в конкурсе «Айсима согдата» («Золотая рыбка»)  и продемонстрировали умение разделывать рыбу, нарезать филе рыбы на фарш и талу, лепить пельмени. Лучшей командой стала «Нярги» («Тальник») из села Верхний Нерген


Пока мэргены-богатыри состязались в национальных видах спорта, и уха подоспела. А это кушанье лучше всех в мире на Амуре варят. Уж верно, какое волшебное слово знают. А может Тэму помогает? Уха особенно вкусна на свежем воздухе, с дымком!