Первый раз увидел вблизи негидальские ковры — кумаланы несколько лет назад и подивился. В них была какая-то целительная сила. Рядом постоишь, полюбуешься соцветиями и как будто соками земли напитаешься.
Вышитый трилистник словно парит над поверхностью ровдуги — сыромятной оленьей кожи. Смотришь и не веришь, что такое возможно. Кажется, прикоснешься, и откроется портал — проход в неведомую Вселенную. И страшишься, и глаз оторвать невозможно.
Для негидальцев трилистник — особое растение, главное. Они его боготворят, считают основой жизни, потому что его молодые побеги спасают лосей после долгой зимы, а лось является основным промысловым животным негидальских охотников. В старину, когда не было лекарств, отваром из этого растения лечили практически все болезни — и воспаление легких, и гастрит, и туберкулез.
Эти кумаланы — творения негидальской художницы-мастерицы Дарьи Надеиной из села Владимировка района имени Полины Осипенко.
Дарья Ивановна родилась 19 декабря 1942 в многодетной семье, в которой, кроме Даши, было ещё 8 детей. Их мама, Анна Порфирьевна Надеина, — известная негидальская мастерица, заслуженный художник России. Именно она научила дочь шитью и вышивке, изготовлению уникальных национальных изделий.
Дарья Надеина не только мастерица, но и одна из пяти аутентов — носителей негидальского языка. Именно благодаря ей появился букварь.
— У меня ушло четыре года на создание негидальского букваря. Приглашали профессора из Санкт-Петербурга Александра Певнова. Он владеет всеми языками приамурских народов, да еще знает якутский, эвенкийский и эвенский языки, — рассказывает Дарья Ивановна. — Выпускаются книги, электронные пособия, чтобы сохранить негидальскую речь для потомков. Сами же негидальцы не хотят изучать свой язык. Они говорят: «Кому это нужно?» Самый бедный народ тот, кто не знает родного языка.
Удивителен женский национальный наряд у Дарьи Ивановны! Негидальские узоры не похожи на узоры других амурских народов, не похожи на узоры эвенков и эвенов — другой мир, другая Вселенная. И снова трилистники, словно нарисованные, а не вышитые.
— Это моя работа. Я три года вышивала. До сих пор работаю, а в свободное время занимаюсь всем тем, что мне интересно: бисеро- и лозоплетением, работаю по дереву, занимаюсь выделкой шкур. Мне очень интересно вышивать и заниматься меховой мозаикой. Правда, годы берут свое.
Однако, до сих пор ходит рыбачить. Негидальцы — этнос рыбаков.
Негидальцы — народ, для которого Хабаровский край — историческая Родина. Живут в бассейне нижнего течения реки Амгунь. Сегодня представителей этого народа чуть более пятисот человек.