Posted 27 декабря 2022, 00:35
Published 27 декабря 2022, 00:35
Modified 27 декабря 2022, 00:42
Updated 27 декабря 2022, 00:42
Каждая постановка этого театра это, в первую очередь, авторский взгляд на человека. Этот спектакль нужно посмотреть всем — и детям, и взрослым.
В этой умной и красивой постановке с первого взгляда, как и положено, добро побеждает, и вроде все хорошо, но словно поставлено многоточие, и в этой почти звенящей тишине взрослые начинали прятать глаза, а дети смотреть на родителей. Вспомнят ли взрослые, что детство само по себе не бывает счастливым, и порой за это счастье приходиться биться, чуть ли не воевать.
Травля, как сегодня говорят, буллинг, была всегда. Детский мир жесток, и далеко не ангелами рождаются дети. А если родители жесткосердны, так жизнь совсем невыносимой бывает. Любовь, говорят, все лечит, только порой кажется, что эта самая любовь, что горизонт. Вроде его видишь, а рукой дотронуться не получается.
Друг из Космоса
«Джаггер, Джаггер» — так называется спектакль, по повести шведской писательницы Фриды Нильсон, поставленный режиссером Иваном Пачиным.
Постановка стала возможной благодаря грантовой поддержке в рамках программы по развитию дальневосточных театров.
Восьмилетний мальчик Бенгт не хочет выходить из дома, потому что дети со двора издеваются над ним. Мальчик считает себя уродом, но все меняется, когда он знакомится с бездомным псом Джаггером
Пес Джаггер становится для мальчика кем-то вроде Карлсона. Он презирает общественные конвенции и в то же время отлично в них разбирается. Он лих и задорен, в его обществе Бенгт перестает чувствовать одиночество и разрешает себе на некоторое время стать таким же «плохим», как соседские
дети, и отплатить им их же монетой. В результате череды событий у врагов Бенгта пропадет ощущение безнаказанности за свои поступки, а одинокий мальчик обретает друзей. Нет, не среди бывших обидчиков, а совершенно из другого сообщества
Наверное, в жизни каждого ребенка была такая сущность. Собака, человек, вымышленный друг, да кто угодно. Как сказала одна их героинь спектакля, их нам посылает Космос.
Действо
Спектакль, выверенный, пластически точный, похож на балет. И это завораживающе красиво. Тонко выстроен, практически с хирургической бесстрастной точностью Михаилом Тычиным образ главного героя - мальчика Бенгта. Такие актерские работы сегодня редкость. Поди, сыграй, когда горе становится привычкой, когда напасти — просто расплата за то, что ты родился, за то, что ты такой, какой есть. И не свету, и не выходу.
Его друг — пес Джаггер не учит мальчика гуманности, он, как сама природа, стихиен и жесток. И вкупе с клоуновской сущностью (это по-настоящему большая редкость среди актеров) исполнителя этой роли Александра Зверева, пес Джаггер порой напоминает дьявола — искушавшего, берущего «на слабо».
Третья работа, о которой бы хотелось упомянуть — мама мальчика в исполнении Натальи Мартыновой. Ее героине удалось понять, что ребенок был несчастлив, что только благодаря новым друзьям- далеко неидеальным, если не париям.
Бенгт принял себя, а, значит, обрел то счастливое детство, о котором так часто говорят взрослые. А ведь этого могло и не произойти, как порой бывает в жизни.
И если это сказка, то довольно жесткая и правдивая, могущая вызвать агрессивное неприятие у тех, кто привык к сладким, но таким фальшивым зайкам-зазнайкам, говорящим морковкам и прочей мишуре, которая, по сути, нужна, чтобы прикрыть завравшихся взрослых.
Дети обычно в таких случаях честно подыгрывают взрослым, а когда те отвернутся, устраивают толпой травлю своим сверстникам. Яблоко от яблони, как говорится, недалеко падает.
Режиссер
С тем, что спектакль о буллинге, категорически не согласен режиссер постановки Иван Пачин. И с этим стоит согласиться. Это история о детстве, рассказанная правдиво. Умная история.
— В этом материале мне понравилась шероховатость, его неоднозначность, его неординарность, его разные пласты — родители, дети, этот непонятный Джаггер. Мне кажется, что это очень интересный материал для театров, для детей — какой-то своей сложностью. Обычно все в пьесах стремится к прямолинейности, к ясности, а этот материал совсем неясный. Его природа, его движение очень важно для постижения мира. Я уверен, что мы имеем право рассказывать подобные сложные истории.
Мне важна позиция игрового театра, достаточно звонкого, где за этой звонкостью мы можем поднимать любые проблемы.
— Детей обычно изображают эдакими ангелами. А у вас в спектакле они далеко не ангелы. Они врут, они жестокие, мелочные, даже подлые.
— Потому что это наша какая-то современная позиция. Мы сними сюскаем, а на самом деле даем им мало внятной информации о том, что происходит в мире. А в действительности-то мир достаточно жестокий и грубый. Я убежден, что большинство из нас были или на той стороне, кто травит, или на той, кого травят. Редко, кто бывал на обеих сторонах. Закон общества он един — на этапах детей, подростков или взрослых людей.
-Есть ли в спектакле рецепт? Для меня этим рецептом стала линия матери главного героя. Сыграйте в детство, и вы не потеряете ребенка.
— Так и есть. Не прикидывайтесь взрослыми, а будьте такими же, как ваши дети. Что касается Джаггера, то у каждого из нас встречался в жизни подобный сложный друг со своими законами.
— Космический посланник, который учил нас человечности.
— Каждый, кто встречается в жизни, является нашим учителем.