Posted 2 февраля 2023, 22:54
Published 2 февраля 2023, 22:54
Modified 2 февраля 2023, 22:56
Updated 2 февраля 2023, 22:56
В постановке показаны исторические события, связанные с освоением Дальнего Востока — открытие устья Амура, подписание Айгуньского договора с Китайской Циньской империей.
Действо сочное, богатое, эмоциональное, технологичное — и вода с потолка, и бассейн как символ Амура, в которой бросались с разбегу молодые люди, и шикарный свет, и тени. Их было множество — демоны — вороны, как символы российской власти, в сцене с казачьим обозом, казавшимся бесконечным. Шли мужчины, женщины, старики, дети в Приамурье. По дороге рожали, по дороге хоронили, и ни на минуту воз не останавливался лишний раз, все строго по графику.
Конечно, благодаря пятитысячной купюре хабаровский памятник графу известен каждому россиянину. Но редкий москвич, например, скажет, где Амур и кто такой этот Муравьев. До Бога высоко, до Москвы далеко, да и многие столичные жители, уверены, что Россия в пределах МКАДа, а за пределами — великая пустошь, тундра, да тайга. Муравьева-Апостола знают, а Муравьева-Амурского — нет.
В первой части спектакля — деревянные тротуары. В детстве, а оно прошло в Хабаровске, режиссер спектакля Александр Калмыков ходил в школу по деревянным тротуарам. Тогда асфальта не было. И в Санкт-Петербурге во времена Муравьева-Амурского были деревянные тротуары. В спектакле на сцене они идут до символа дворца. Это образ России.
Вторая часть с ветками, падающими листьям, с витиеватым узором — образ пустыни, которая ведет в бесконечность. И эта бесконечность на всех костюмах. И в этой витиеватости мерещились амурские узоры, тигриные линии.
— Не согласен с мнением, что спектакль легковесный. Я считаю, что театр — это праздник. И если бы я поставил бы занудную пьесу, где просто бы приводились исторические факты, людям, особенно молодым, это бы не понравилось, эта тема вызвала бы отторжение. Как в школе: «Знаете, плохо, что Пушкин так много написал. Учить приходится». Мы предлагаем спектакль современный, который может быть понятен и старшему поколению. Вот такой мы выбрали путь — праздник, и в тоже время трагедия, и в тоже время история, — комментировал Александр Калмыков.
Есть в постановке моменты, когда намокают глаза от гордости за нашу историю, за подвиг. Все действо исполнено любовью — к женщине, Отчизне, земле, великой реке Амур. И это главное, наверно. Именно эта любовь — и причина, и движитель, и то наполнение, без которого русский человек жить не может.
В будущем планируются подобные уроки истории и литературы в театре на примере произведений спектаклей «Ревизор», «Гроза», «Горе от ума», «Недоросль» и др.