Posted 13 декабря 2023,, 00:30

Published 13 декабря 2023,, 00:30

Modified 13 декабря 2023,, 00:30

Updated 13 декабря 2023,, 00:30

Таежные бабушки и дедушки обустроились в берлогах в Хабаровском крае

13 декабря 2023, 00:30
В регионе насчитывают около 18 тысяч бурых косолапых и 3 тысячи гималайских топтыгиных. Сегодня День медведя.
Сюжет
КМНС

Медведи, согласно легендам, имеют схожий характер с людьми: они могут быть как добродушными, так и яростными, неуклюжими и внезапными.

Для коренных амурских народов медведь является священным и мощным животным, воплощением их предков. Некоторые этносы утверждают, что они имеют родственную связь с этим зверем, а другие рассказывают о своем предке — хозяине тайги — трехгорбым медведем.

У нанайцев существовал обычай, что юноша, который не смог один добыть медведя, не мог вступать в брак. Для охоты на этого зверя необходимо быть хорошим и отважным охотником.

Ульчи рассказываютт легенду о том, как огромный медведь сидел рядом с пнем, оставшимся после разрушительного ветра. Из верхней части пня торчала тонкая щепка, и медведь ритмично бил по ней, создавая музыку. Люди, случайно увидев это, решили взять с него пример и создали свой музыкальный инструмент. Они отломили тонкие пластины с пня, тщательно соединили их и, приложив к губам, начали играть на них. Так появился первый ульчский инструмент — хомус, который называется холдэкто кункай. Для создания этого инструмента даже специально привозили бамбук с Татарского пролива. Железный хомус, известный как муханэ, появился позже.

Медведи играют важную роль в культуре и жизни коренных народов Хабаровского края. Они являются символом силы, мудрости и связи с природой.

Легенды и поверья о медведях передаются из поколения в поколение, помогая сохранить уникальную культурную идентичность этих народов.

Многие народы Сибири, такие как нанайцы, ульчи, удэгэйцы и орочи, относились к медведю с особым почтением, считая его уважаемым стариком.

Например, эвенки называли медведя «амака» или «амикан», что означало «дед» или «старик». Медведицу же они называли «эбэкэ» или «эбэчи», что переводилось как «бабушка» или «старуха». У эвенков медведь имел особое религиозное значение, связанное с прародительницей Дантрой. Они почитали медведя как дедушку и брата Дантры.

Медвежий праздник был также важным событием для нивхов, орочей, ульчей, негидальцев и горинских нанайцев. Этнограф Лев Штернберг считал, что этот праздник имел религиозное значение, заключающееся в том, что вскармливание медведя обеспечивало безопасность и защиту от злых духов для рода и селения, где медведь обитал. Важным аспектом также было то, что употребление медвежьего мяса считалось употреблением «божества» и придавало людям силу.

Однако в прошлом столетии сакральные медвежьи праздники были запрещены советской властью. Запрет на эти празднества привел к утрате многих традиций и культурных практик, связанных с почитанием медведя.

Однако в наше время наблюдается возрождение интереса к этим древним обычаям и верованиям. Многие люди изучают и восстанавливают традиции своих предков, включая медвежьи праздники. Это позволяет сохранить уникальное культурное наследие и понять глубокий символизм, связанный с медведем.

Кроме того, медведи являются важной частью экосистемы региона, играя роль распространителей семян и помогая поддерживать баланс в природе.

"